Аппликация из листьев натюрморт: Натюрморт с осенними листьями: три мастер-класса для детей – Аппликация из бумаги «Натюрморт».фрукты-овощи-грибы-листья — запись пользователя NATASHA (chura68) в дневнике

Натюрморт с осенними листьями: три мастер-класса для детей

Натюрморт с осенними листьями: три  пошаговых мастер-класса для детей, примеры детских работ, творческие задания.

В этой статье Вы найдете три варианта такого натюрморта с осенними листьями с детьми дошкольного возраста в разных техниках выполнения с примерами детских творческих работ и пошаговыми описаниями.

Подготовка к изготовлению натюрморта с осенними листьями с детьми

Осень– замечательная пора, самое богатое время года на красивейшие яркие краски природы. Если вы хотите воодушевиться и полюбоваться красками осени, то  совершите прогулку на природу и соберите букет из опавших листьев. Они нам пригодятся для наших творческих детских осенних натюрмортов.

Вернувшись, домой, разложите собранные листочки на белой бумаге и рассмотрите их  с детьми внимательно. Вы убедитесь в том, что не нашли двух абсолютно одинаковых листьев по размеру, форме и цвету. Одни листья вытянутые, длинные, другие – круглые, третьи – резные. Обратите внимание на то, что у одних листочков ровные края, у других — с мелкими зубчиками, у третьих – зубчики крупнее. А вот лист клёна имеет особую форму. Как вы её можете описать? Подумайте и вместе с ребенком определите, с каких деревьев вы собрали листья?

И конечно, особое внимание обратите на то, что каждый листок имеет свою окраску, что один лист окрашен в один цвет, а другой имеет разные цвета и оттенки.

Перечислите с ребенком краски  осени (Вы будете использовать их в натюрморте). Вам поможет стихотворение

Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой…
Облетел весь лист цветной! (И.Михайлова)

А теперь мы уже готовы к рисованию с детьми натюрморта. Мы нарисуем букет из осенних листьев в вазе.

Натюрморт 1: ваза с осенними листьями

Материалы и инструменты

Для работы нам необходимы:

— альбомный лист для рисования,

— простой карандаш;

— акварельные или гуашевые краски,

— кисточки для рисования;

— шаблоны вазы;

— листочки разных деревьев и, конечно же, хорошее настроение!!!

Шаблоны вазы могут быть разной формы (см. фото вариантов). Вы можете самостоятельно сделать шаблон вазы, любой по форме.

Пошаговое описание

Шаг 1. Обвести на листе бумаги шаблон вазы и приложить к обведенному рисунку несколько собранных вами листочков. Попробуйте составить из них композицию натюрморта «Букет из осенних листьев в вазе».

Шаг 2. Обвести листья по контуру на бумагу. Обратите внимание на направление прожилок  на каждом обведенном листочке.

Шаг 3. Раскрасьте вазу и листья красками. Старайтесь кисточку направлять по направлению прожилок. Листочки можно раскрасить одним цветом. А лучше на палитре разместить разные краски  и обмакивать кисть сразу в несколько цветов краски, а потом рисовать ею. Или на раскрашенную поверхность добавить небольшие пятнышки другого цвета и слегка их размыть водой.

Пробуйте, экспериментируйте! Удачи Вам в творчестве!

Вот что получилось у детей: примеры детских натюрмортов. 

Творческое задание:
Нарисуйте шаблон вазы другой формы. Составьте свой букет из листьев в вазе и нарисуйте его.

Натюрморт 2. Букет в вазе с помощью отпечатков  осенними листьями

Взрослый обращается к детям: «А сейчас давайте с вами пофантазируем. Как вы думаете, а можно ли нарисовать букет из собранных листьев в вазе другим способом? Кто из вас уже догадался, как это можно сделать?»

А можно это сделать так:

Шаг 1. Обвести по шаблону вазу и раскрасить её, как в первом варианте составления букета.

Шаг 2. Аналогично первому варианту попробуйте создать композицию из листьев в вазе (я этот момент не повторяю, т.к. он описан в первом варианте натюрморта с осенними листьями).

Шаг 3. Затем, на выбранный листок по всей его поверхности нанести кисточкой равномерный слой краски «с изнаночной стороны». Это необходимо для того, чтобы прожилки четко пропечатались. Старайтесь, чтобы воды было немного, иначе краска просто размажется и отпечаток получится нечеткий. Наносить краску можно как одного цвета, так и нескольких осенних цветов, ориентируясь на природные окраски. Выполнять эту работу желательно на отдельном листе бумаги или пластиковой салфетке.

Шаг 4.  Окрашенной стороной положить листик на альбомный лист над приклеенной вазой и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечетким, смазанным.

Шаг 5. Взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.

Шаг 6. Взять следующий листочек, покрасить его в  другой цвет и отпечатать в другом месте  композиции, но так, чтобы черенки листочков были направлены в вазу.

Остальные отпечатки выполнять в соответствии с задуманной композицией.

Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным или многоцветным.

Можно повторно использовать уже окрашенный листок, нанеся на него другой цвет краски, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.

Таким образом можно наносить отпечатки листьев разной формы и разного цвета над раскрашенной вазой до желаемого результата.

Примеры детских работ:

Творческое задание:

  1. Подумайте, что еще можно изобразить отпечатками листьев?
  2. Попробуйте нарисовать деревья отпечатками листьев.
  3. Составьте орнаментальную композицию из отпечатков листьев в круге, квадрате.

Натюрморт 3. Натюрморт с осенними листьями в технике аппликации

В этом варианте для составления букета можно использовать засушенные под прессом опавшие листья. Но только слой клея на них наносить нужно будет очень осторожно, потому что листья очень хрупкие и легко ломаются. Я же попробовала приклеить сырые листья и выполнила эту работу так.

Шаг 1. Делаем заготовку вазы. Мне очень нравятся для работы обложки от старых тетрадей. Вот ими я и воспользовалась. Вырезала заготовку вазы и приклеила её на бумагу.

 Шаг 2. Предварительно разложила листья, изображающие букет,  в вазе. Наметила композицию.

Шаг 3. С изнаночной стороны нанесла клей ПВА на поверхность листочков и приклеила их на бумагу, начиная клеить с самого нижнего листа. На нижних листочках хвостики обрезала, чтобы они не создавали выпуклости и не замедляли процесс приклеивания листьев, накладываемых сверху. Желательно, чтобы листья были разных цветов для того, чтобы они не сливались друг с другом по цвету в композиции. Натюрморт готов.

Творческое задание:

  1. Соберите листочки от разных деревьев, разложите их в старые книги или прогладьте горячим утюгом. Подумайте, что можно изобразить из засушенных листьев в технике аппликации?
  2.  Попробуйте изобразить из листьев рыбку. Составьте композицию на тему «Аквариум» или «Морское дно».
  3. Каких животных можно изобразить с помощью засушенных листьев? Изобразите этих животных!

Удачи в работе и творческих успехов! До новых встреч на сайте «Родная  тропинка».

Автор мастер-классов из этой статьи:

Вера Хиглод, читательница «Родной тропинки», учитель технологии, руководитель кружка детского художественного творчества.

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Занятие по эстетическому развитию. Аппликация «Осенний натюрморт»

Цель занятия:

— вызвать у детей чувство радости, желание заниматься творчеством;

— воспитывать стремление доводить дело до конечного результата;

— развивать эстетическое восприятие.

Задачи:

  1. Воспитательные: вызвать интерес к творческой работе; воспитывать умение работать дружно, поощрять взаимопомощь; вырабатывать аккуратность в работе; поощрять стремление сделать лучше.

  2. Познавательные: учить слушать и понимать простейшие инструкции; учить работать с клеем; закрепить навыки наклеивания; закрепить знание цветов; закрепить знания о признаках осеннего сезона.

  3. Коррекционно – развивающие: развитие мелкой моторики рук; формирование усидчивости и терпения; ориентироваться на листе бумаги; пополнение словарного запаса.

Методические приемы:

  1. Словарные: беседа, объяснение, стихотворения, хоровое и индивидуальное проговаривание.

  2. Наглядные: образец работы.

  3. Практические: показ наклеивания, работа детей.

Материальное обеспечение:

Образец работы, лист бумаги, клей, шаблоны овощей, фруктов, вазы, салфетка, корзина с овощами и фруктами (муляж), ножницы, цветная бумага.

Здравствуйте, ребята! Сегодня 14 ноября, понедельник. На улице холодно, а у нас здесь тепло и уютно. Посмотрите за окно и скажите, какое сейчас время года, но прежде угадайте загадку.

Утром мы во двор идем, Листья сыплются дождем. Под ногами шелестят, И летят, летят, летят… (осень)

(ответы детей). Правильно, осень. Ранняя осень радует нас обилием фруктов и овощей. Скоро наступит зима, земля замерзнет до самой весны. Поэтому люди стремятся запасти как можно больше продуктов. Чтобы зимними вечерами лакомится вкусными сочными яблоками, грушами, витаминной хрустящей морковкой. Вот и я собрала урожай. (Воспитатель ставит на стол корзину с овощами, фруктами).

Расскажите, что вы видите в моей корзинке? (Показывает овощи и фрукты и загадывает загадки).

1. Красна девица, сидит в темнице, А коса на улице…(Морковь)

2. Семь одежек и все без застежек… (Капуста).

3. Сочные, душистые, румяные, волшебные. На деревьях мы растем… (яблоки)

4. Над землей трава, Под землей, бордовая голова…(Свекла)

5. Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа …(груша)

Молодцы, ребята! Отгадали загадки. Посмотрите, как живописно выглядят лежащие в корзине красные яблоки, желтые груши, оранжевая морковка. Жаль, что нельзя сохранить красоту до самой весны.

Впрочем, почему бы не попробовать? Сделаем, например, аппликацию. А как будет называться картина, если на ней мы изобразим корзинку с овощами и фруктами? (Ответы детей.) Правильно, мы выполним сегодня осенний натюрморт.

Итак, у нас сегодня занятие аппликация, «Осенний натюрморт». Прежде чем приступить к работе, давайте посмотрим, что лежит у нас на парте? (клей, бумага, шаблоны). Чтобы наши ручки и пальчики работали хорошо, давайте их согреем. (Пальчиковая гимнастика)

Пальчик толстый и большой, В сад за сливами пошел. (Кончик большого пальца ударяет в середину ладошки.) Указательный с порога, Указал ему дорогу. (Сложить пальцы в кулак, вытянуть указательный и показывать по разным сторонам.) Средний пальчик очень меткий, Он сбивает вишни с ветки. (Большой и средний пальцы сложить так, чтобы получился щелчок.) Безымянный подбирает. (Сгибать этот пальчик к ладошке, как бы подбирая, что то.) А мизинчик –господинчик, В землю косточки сажает. (Округлить мизинец и стучать по столу, двигая только им одним, рука лежит спокойна.)

Ну вот, пальчики разогрели, теперь приступим к работе. Смотрите как делаю я, и повторяйте за мной. Я беру корзинку и намазываю клей, затем приклеиваю на лист бумаги. Затем я беру овощи и фрукты и приклеиваю по очереди. (Работаю с каждым индивидуально.)

Закончили работу, теперь покажите гостям, что у вас получилось? (Дети показывают свои работы.) Устали? Давайте сделаем гимнастику, чтобы немножко отдохнуть.

Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз.) То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом наоборот. (Повороты.) Приседанье начинаем, ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! (Приседания.) И в последний раз присели, А теперь на место сели.

Вот молодцы! Теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. ( Мы клеили аппликацию.) А как называлась наша картина? (Осенний натюрморт). Правильно. А что входит в наш натюрморт? (Овощи, фрукты, корзина.) Молодцы, всё хорошо запомнили и поработали. До свидания!

План- конспект урока: «Осенний натюрморт»(аппликация силуэтная).

План- конспект урока:

«Осенний натюрморт»(аппликация силуэтная).

Тема:

Создание осеннего натюрморта (аппликация силуэтная)для 1 класса.

Возраст обучающихся: 10-11лет.

Цели:

1. Образовательные:

— сформировать первичные представления об аппликации, познакомить с техникой аппликация, видами и стилями аппликации;

— способствовать формированию представления об истории развития витража;

— способствовать созданию аппликации на заданную тему.

2. Развивающие:

— развивать и формировать любовь к красоте природы;

— развивать и формировать у обучающихся представления о видах натюрмортов;

— развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного ДПИ, в частности – аппликации;

— развивать навыки самообразования, интереса;

— способствовать развитию творческой и познавательной активности;

— способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (картон, цветная бумага, ножницы, клей).

3. Воспитательные:

— прививать любовь к красоте природы;

— стимулировать положительное личностное воспитание обучающихся;

— формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать виды современного ДПИ.

Задачи:

— Вызвать интерес к творческой деятельности.

— Выполнить работу в технике аппликации.

— Развивать художественные навыки при выборе цветового решения в составлении аппликации.

— Вызвать потребность заняться поисковой деятельностью в области  выбора предметной композиции в технике аппликации.

Тип урока:

Комбинированный.

Планируемые результаты:

— Обучающиеся должны понимать, что такое натюрморт.

— Обучающиеся должны понимать, что такое – аппликация, различать виды и стили аппликаций, знать тематику аппликаций.

— Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства. Знать виды ДПИ.

— Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

Личностные результаты:

— Уважительно относиться к культуре народного искусства;

— понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания выразительных средств, произведений искусства;

– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов;

– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

Коммуникативные УУД:

– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла при создании своей творческой работы;

– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— отличать верно выполненное задание от неверного;

— уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре и в группе;

— уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Аппликация, как вид современного ДПИ, виды, история, роль аппликации в интерьере.

Образовательные ресурсы:

— Презентация №1 «Осень, выразительные свойства, дары осени».

— Презентация №2«Создание аппликации по заданной теме, поэтапное выполнение работы».

— Наглядные пособия, иллюстрации с изображениями выразительных образов на тему «Дары осени».

— Наглядные пособия, иллюстрации с изображениями разных видов аппликаций.

— Технологическая карта по способам вырезания (аппликация симметричная, ленточная, по нарисованному контуру, обрывная)

— Методическое пособие «Основные и составные цвета»

— Репродукции картин художников, изображающих разные по характеру натюрморты;

— Плакаты «Осенний натюрморт», «Осень», «Цветные пейзажи»;

— Готовые работы обучающихся прошлых лет в технике аппликация.

— Картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисть для работы с клеем, ножницы, фактурная бумага для поиска новых цветосочетаний и оттенков.

— Цветные карандаши, фломастеры для дополнения композиции.

— Стихи подобранные по теме «Осень», «Натюрморт».

План урока:

— Беседа на тему Натюрморт.

— Беседа на тему искусство ДПИ, красота природы, основные правила изготовления аппликации.

— Объяснение последовательности основных этапов работы.

— Практическое выполнение задания.

— Подведение итогов, анализ и защита работ.

— Домашнее задание.

Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

2. Эмоциональный настрой.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ценностных ориентиров к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

— Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание и старательность в работе.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на мольберте,

-самостоятельность подготовки.

Настрой на урок.

3. Актуализация знаний.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

4.Проблематизация.

«Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри».

Н.Бердяев 

Определение темы урока.

5. Мотивация учебной деятельности.

Прогнозирование задач урока.

Формирование и развитие ценностных ориентиров к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

Определение проблемной ситуации.

А теперь, ребята посмотрите на учебную доску. Что вы видите?Постарайтесь определить тему урока.

Итак как вы уже догадались тема сегодняшнего урока «Осенний натюрморт».

—  На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

— Какие же цели мы определим на этот урок?

— Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?

Рассуждают и определяют тему урока.

Отделяют знание от незнания.

Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

1. Узнаем, что такое аппликация.

2. Повторим, что такое натюрморт.

2. Познакомимся с видами аппликации.

3. Выполним осенний натюрморт в технике аппликация.

6. Решение учебной задачи.

(первичное ознакомление)

Диалог.

Что такое натюрморт.

Что такое аппликация.

Формирование и развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

А теперь, я расскажу вам, что такое натюрморт.

Предлагаю рассмотреть репродукции и художественные открытки с изображением натюрмортов.

Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, изображение неодушевлённых предметов.

Аппликация — это вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Аппликация из ткани — это разновидность вышивки.

Виды аппликаций:

  • по форме

    1. объемная;

    2. плоская;

  • по цвету

    1. одноцветная;

    2. многоцветная;

    3. чёрно-белая

  • по тематике

    1. предметная;

    2. сюжетная;

    3. декоративная;

Сейчас я покажу как красота природы воплощается в натюрмортах. Презентация №1

А сейчас я прочитаю вам стихотворение «Натюрморт»:

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце

Золоченою каймой.

А еще, и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картины

Назовется – натюрморт.

Обучающиеся рассматривают красивый натюрморт из осеннего букета и фруктов, который помещен в центре класса.

Скажите пожалуйста, какой по настроению натюрморт (веселый, радостный, грустный), какие по цвету веточки с листочками и к какому дереву они принадлежат?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

Листопад (отрывок)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И.Бунин

Предлагаю вам обойти не спеша натюрморт и рассмотреть его со всех сторон.

Как вы думаете, натюрморт с разных сторон выгладит по разному или другими словами – с любой стороны разная композиция натюрморта?

Давайте вспомним, что такое «композиция» на примере репродукций и работ учащихся, выполненных ранее по теме «натюрморт».

Объяснение предстоящей работы.

Сегодня на занятии мы будем составлять на картинной плоскости свой осенний натюрморт.

Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз предметной композиции Осенний натюрморт.

Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ. 

7. Физминутка.

Мы ладошкой потрясём, 
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём рисовать.

8. Просмотр презентации №2 с поэтапным выполнением работы.

9. Самостоятельная творческая работа обучающихся.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ценностных ориентиров к закреплению знаний и способов действий.

— Переходим к следующему этапу.

1. Подготовка к практической работе.

2. Практическая работа.

Самостоятельная практическая работа.

Задание: Выполнить предметный, декоративный натюрморт в технике аппликация.

Напоминаю способы вырезания элементов натюрморта (аппликация симметричная, ленточная, по нарисованному контуру, обрывная, прием сжатой бумаги для создания цветов и драпировок).

Обдумайте свои замыслы и начинайте работать.

Компонуем цветовой фон (подбирают бумагу по цвету) для создании своего тематического осеннего натюрморта.

Вырезаем силуэт вазы для букетов или фруктов, сами фрукты и компонуем на плоскости натюрморт.

Если фрукты или веточки осеннего букета не помещаются в вазе, советую частично наложить силуэты друг на друга и подвигать в поиске лучшего их размещения.

Для достижения наилучшей цветовой выразительности аппликации натюрморта можно использовать различные оттенки цветовой бумаги.

Когда композиция составлена, можно все элементы натюрморта приклеить.

Подсказываю, что готовую композицию можно дополнить красивыми листочками, колосками, бабочками, вырезать и наклеить или нарисовать цветными карандашами, фломастерами.

10. Самооценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ценностных ориентиров к самооценке знаний и способов действий.

Обсуждают критерии оценивания творческих работ.

Аккуратность исполнения работы -1балл

Сложность выполненных элементов-1балл.

Соответствие цветовой гамме (теплая, холодная, контрастная) -1балл.

Законченность произведения-1балл.

Оригинальность сюжета-1балл

Самооценка работ обочующихся.Анализ и защита работ.

(по критериям).

— Оцените результаты своей работы.

11. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ценностных ориентиров к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

12. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ценностных ориентиров к обобщению знаний и способов действий, повторение ранее усвоенного материала.

Определяет домашнее задание.

Задание: посмотреть в журналах, открытках или на выставке натюрморты разных авторов.

Всем спасибо за урок.

Изо «Натюрморт.Букет из осенних листьев в вазе.»

2 класс Изобразительное искусство.

Тема «Натюрмот. Букет из осенних листьев в вазе».

Цели:

– познакомить детей с понятием «натюрморт», техникой печатания (оттисками) листьями;
– развивать художественные навыки рисования, творческие способности;

– расширять художественный кругозор учащихся;

– воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Для обучающихся: краски (гуашь), альбомные листы, кисти, баночки для воды, листья с разных деревьев, ватные палочки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок. 
Начинается урок.

Всем гостям мы очень рады.

Поприветствуем гостей,

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.

— Ребята, сегодня эта комната не просто класс, а художественная мастерская, а вы — юные художники. Что же мы сегодня будем рисовать?

Помогут ответить на этот вопрос дети, прочитав стихи.

Послушайте их внимательно, начнем с поэтической минутки.

2.Чтение стихов учащимися.

1.Вот художник, так художник – 
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.

2.Красит рыжим, алым, синим, 
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку, просим:
Кто художник этот?… (Осень).

3. Осень так старалась, краски разводила,

 По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лето,

Посмотрите, все деревья золотом одеты».

4. Листья падают кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошки протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий…
Хороши они,поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет!

Учитель. — Вот так замечательно об осени написали поэты.

— Осень — волшебница, она вдохновляет поэтов создавать стихи, композиторов — музыку, а художников — удивительные картины.

Слайд Посмотрите на экран.

Слайд 2

— Перед вами картины художников.

— Вам нравятся картины? Какие цвета краски использовали художники? (теплые)

Почему? (чтоб показать золотую осень, ее красоту, богатство родной природы)

Как называются такие картины? (Пейзаж)

— Какая картина лишняя? Почему? (Натюрморт)

Слайд 3

Слайд 4

— Что общего в этих картинах? (На всех картинах есть ваза осенними листьями, т.е. построение или композиция).

Вы догадались, какая тема урока? (Верно, будем рисовать натюрморт букет из осенних листьев в вазе).

Слайд 5

Помогут нам краски (гуашь) и листья разных деревьев.

Посмотрите на экран, кто понял, как листьями можно рисовать? (ответы детей)

— Необычная техника — техника отпечатками.

3. Выполнение работы учащимися под музыку Шопена «Осенний вальс»

Слайд 6, 7, 8 Этапы работы.

Учитель — Чтобы наша работа (композиция) более интересной, давайте добавим в узор ягод.

Помогут ватные палочки. С помощью ватных палочек напечатаем ягодки.

4. Итог урок.

Рефлексия. Слайд 9

Урок окончен. Слайд 10

План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа): Осенний натюрморт.

Пластилинография для старших дошкольников

НОД: «Полевой натюрморт».

Програмные задачи:

— обучать приёмам работы с пластилином;

— развитие творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса;

— воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе.

                                       Ход НОД:

Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному…

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному…

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши…

Дети: Вам привет от всей души!

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть доброта сопровождает вас все занятие. Улыбнемся друг другу и гостям и  пожелаем доброго утра и радостного настроения.

-А сейчас я попрошу вас занять свои рабочие места.

— Ребята, сегодня я хочу рассказать вам удивительную историю о дружбе.

История о дружбе.

Жила на свете девочка  по имени Колосок. Она была прекрасной особенно  ее волосы, которые, развиваясь по ветру,  напоминали золото. И был у нее любимый друг  — Роман. Они очень любили вместе играть, у них были свои тайны, о которых знали только они. 

 Каждый день они встречались в одном и том же месте – на солнечном поле.  Однажды Роман  принес  своей подруге  цветок. Девочка  любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный — вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, такая простота и нежность исходила от цветка, что девочке он очень понравился. Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок нашел гуляя по солнечному полю. Девочка предложила назвать этот цветок Ромашкой — по ласковому имени Романа, и мальчик согласился.

 Девочка спросила: «Почему же только у нас с тобой будет такой цветок?  Давай мы соберем целый букет этих цветов и подарим эти цветы всем добрым людям !» Роман согласился ,но сколько бы они не искали таких цветков больше не нашли.

Ребята, хотите помочь друзьям и сотворим для них чудо…Мы нарисуем эти чудесные цветы, а нарисуем их с помощью необычной техники рисования: рисовать мы будим пластилином.

Мы, с помощью пластилина нарисуем ромашки и колоски, и создадим для друзей поле, где любуется друг другом золотистый Колосок и нежная Ромашка, а  затем исполним мечту друзей и подарим этот букет хорошим людям. Согласны?

Рассматривание колоска.

Ребята, что это?

— Да, это спелый,пшеничный колосок.

-Из каких частей состоит колосок? (колосок состоит из стебля и зерен)

— Давайте рассмотрим зерна колоске.

— Посмотрите, каждое зернышко находится в отдельной чешуйке, как бы в рубашечке.

-Где расположены зернышки? (на стебельке)

— Как расположены друг другу? (очень близко).

-Какой формы зернышки? (овальной).

-Каждое зернышко как бы разделено на две половинки.

-А еще у колоска есть остья, их в народе называют усики.

-Остья расположены между зернышками, они упругие, жесткие.

-Обратите внимание, они тянутся к вершине колоска, нижние длиннее верхних.

-А хотите узнать для чего остья колоску?

Так вот остья (вы их назвали усики) служат для защиты от насекомых и птиц, так как колос и его зернышки для них является большим лакомством!

-Я покажу, как с помощью пластилина нарисовать колосок.

Лепка колоска.

-Сначала я карандашем намечу расположение стебля на листе картона.

— Теперь я скатаю 2 тонкие, красивые колбаски из пластилина пшеничного цвета : 1-колбаска для стебля, 2колбаска для зерен.

-Затем уложу стебель в намеченное место, прижму и слегка размажу.

Перед работой следует слегка разогреть пластилин.

Вышедшие края стебля можно с легкостью исправить с помощью стеки.

-Из 2 колбаски я нарежу — зернышки,и скатаю овальную форму.

-Делаю из зерен колос, маленькие зерна располагать ближе к его вершине и укладываю на стебель.

Вдоль каждого зерна сделатю стекой неглубокую насечку.

-Что еще есть у колоска? (остья т.е.усики)

— Скатаю очень тонкие колбаски из желтого пластилина– это будут остья, которые нужно расположить между зернами, направляя их к вершине колоса, верхние остья будут короче чем нижние.

-Я показала как с помощью пластилина нарисовать колосок, а ромашку вы нарисуете сами так как мы уже рисовали с вами цветы с помощью пластилина.

 

-Вспомним, из каких частей состоит ромашка? (стебелек и цветок).

-Из чего состоит цветок? (из серединки и лепестков).

-Посмотрите, лепестки наше ромашки напоминают зернышки колоска, только они более плоские и вытянутые.

Напоминаю Лепку ромашки.

— Из белого пластилина я скатаю 8 одинаковых шариков и расположу по кругу нужного размера.

Теперь каждый шарик нужно примазать, направляя движение пальца к центру круга(получится примазанная пластилиновая капелька).

В середину цветков прижать шарик из желтого пластилина.

В середине цветка « рисуем» точки с помощью ватной палочки.

Из пластилина зеленого цвета скатываю длинную колбаску – стебель цветка, из этого же пластилина формирую листья и с помощью стеки вырезаем « зубчики», характерные листику ромашки и « рисую» прожилки.

-Вот такой получился у меня рисунок пластилином.

-Подготовим наши пальчики к работе:

Пальчиковая гимнастика: «На лугу растут цветы».

 

На лугу растут цветы небывалой красоты.            Руки на столе в                           

                                                                                  вертикальном положении

                                                                                 с опорой на локти, пальцы

                                                                                 раскрыты.

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. Потягивания- руки вверх.    

Ветер дует иногда, только это не беда.                 Взмахи руками, изображая

                                                                                  ветер.  

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.  Наклонить кисти рук.

А потом опять встают и по-прежнему цветут.   Распрямить кисти рук,

                                                                               пальцы раскрыты.  

Что же это за цветы небывалой красоты? (поднимают плечи) 

Ромашки белые цветки –                (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                    (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

-На ваших столах  разноцветный картон, пластилин для рисования колоска и ромашки, подумайте и решите для себя что вы хотите нарисовать: колосок или ромашку? Выберите нужный материал и приступайте к работе.

Приступаем к работе.

По окончанию дети вывешивают свои работы на большую магнитную доску, близко друг к другу ,так чтобы получилось поле из ромашек и колосков.

 

-Ребята, вы сотворили чудо, сделав удивительное поле из колосков и ромашек,а кто знает стихотворение о них?

 

 

Колосок                                                                   

 

Золотился в поле,

 спелый колосок

 из земли он черпал-

 самый свежий сок.

 Умывался росами,

 небом любовался

 и залетным ветром

 утром вытирался.

 Тонкими полосками

 вырастали усики

 и листочки вились

 в тоненькие прутики.

 Он мужал и радовался,

 в поле колосился и

 с такими же как он

 дружно веселился.

 Но пришла пора жатвы

 и его не стало…,

 но его старание даром

 не пропало!

 Пышный, мягкий каравай

 колосок пшеничный, ты

 не забывай!!!!

 

 

 

Убедитесь сами:

 Колоски с усами!

 Прямо как у кошки –

 Колкие немножко!

 

 В каждом колосочке

 Зернышки – комочки,

 Зернышки с мукою

 Бело-золотою.

 

 Соберут их скоро,

 Будет зерен горы

 Высотой до неба –

 Это горы хлеба!

 

 

Фет А. «Маленькое солнце»

Маленькое солнце на моей ладошке, —

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

 

 

 Теперь друзья непременно будут приходить на это поле ,собирать цветы и дарить их хорошим людям.

А мы в свою очередь подарим свои работы так же хорошим людям, присутствующим на нашем занятии.

 

-Ребята, мне очень понравилось как вы работали сегодня ,а вам понравилось наше занятие?

-Чем мы сегодня занимались?(слушали историю по друзей, рисовали пластилином, читали стихи).

-А еще мы научились дарить тепло и добро друг другу и окружающим нас людям.

 

 

 

План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ НОД «Натюрморт из овощей»

 (Дети сидят полукругом, перед ними лежат листочки)

— По осенним дворам зашуршали тут и там

  Листья под ногами видели мы сами.

 Радует листочков красочный узор.

Это яркой осени праздничный убор.

Ребята, посмотрите, какой яркий разноцветный ковёр осенних листьев лежит на

полянке! Возьмите по два листочка. (Дети берут листочки)

Сейчас зазвучит

плавная вальсовая музыка, а вы своими движениями покажите, как танцуют

листья на ветру.

(Дети танцуют «Танец с листочками» А. Филиппенко)

(Раздаются голоса в аудиозаписи: «Ой-ёй-ёй!», «Не толкайся.’», «Подвинься!».)

Ребятки посмотрите, какой красивый хохломской поднос у нас стоит на столе. Давайте мы подойдем и посмотрим, кто же это там разговаривает.

(Когда дети подходят к столу, снова раздаются голоса — это разговаривают между собой овощи. Включаю аудиозапись)

Картошка.    Нас сложили очень густо, не дави же ты, капуста!

 Ты толста и так кругла, отлежала мне бока.

Капуста.  Не пихайся ты, картошка, вправо откатись немножко.

Чеснок.  Я — малышка-чесночок, не давите мне на бок!

-Ребята, что же это происходит? Овощи все перессорились. Вы что-нибудь понимаете? (Нет)Я тоже ничего не понимаю. Давайте попробуем во всём разобраться — для этого нам надо положить овощи за ширму и произнести волшебные слова: «Овощи, нам покажитесь, что случилось, расскажите».

(Артисты-овощи заходят за ширму и показывают всем кукольный спектакль «Спор овощей».)

-Сколько разных овощей

 Спорят, кто кого важней!

Морковь.  Вы ответьте мне но чести — в вашей не нуждаюсь лести:

 Главный овощ — я, морковка? В ротик прыгаю так ловко…

 Лишь во мне есть витамин — очень нужный каротин.

Чеснок.  Не хвались ты каротином! Я — от гриппа и ангины,

От простуды и от хвори. Съешь меня — не будет боли.

Свёкла.  Чесноку не верьте, дети: самый горький он на свете.

  Я — свеколка, просто диво, так румяна и красива!

  Будешь свёклою питаться -кровь вся будет очищаться!

Морковь.(презрительно). Очищается вся кровь… Главный овощ я — морковь!

   Вот и огурец туда, ну и «вкусная» еда!

Огурец. Что? Огурчик вам не нужен? Без него — ну что за ужин?

 И в рассольник, и в салат — огуречку каждый рад!

Капуста.   Я — капуста, всех я толще, без меня не сваришь борщик.

  И салат, и винегрет дети любят на обед.

 И притом учтите, дети: главный овощ я в диете!

Помидор. Вы кончайте глупый спор. Всех важнее помидор! Раскрасавец хоть куда, я не овощ, а звезда!

-Ах, вот в чём дело. Видно, этот спор никогда не закончится. Ребята,  давайте расскажем пословицы и поговорки и помирим овощи! (Дети рассказывают пословицы и поговорки об овощах, которые они знают)

-Молодцы ребятки, теперь наши овощи узнали, что все они важны и все полезны, что мы их всех очень любим.

Ребятки, а вы хотите, чтоб овощи больше не ругались? (Да)

А давайте для этого, мы сделаем им подарок. А сделаем мы для них натюрморт из овощей с помощью аппликации . И когда они будут смотреть на наши картины, они не будут ругаться, а будут вспоминать наши слова и нас.

Ребята, скажите, а что такое натюрморт? (Картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи, предметы быта называются натюрмортом )

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или море в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это – натюрморт.

-Молодцы, вы правильно сказали. Ребята, посмотрите на стол, у нас там лежат овощи, а давайте сначала мы попробуем из них составить натюрморт. (Приглашаю 1-2 ребенка, и составляем из овощей натюрморт)

 Посмотрите, какой необычный натюрморт у нас получился. А теперь присаживайтесь за столы, садимся все на свои места. (Дети садятся за столы, вывешиваю изображения натюрмортов и предлагаю составить свой натюрморт.)

Сейчас я попробую сделать свой натюрморт из бумаги с помощью аппликации. (Прикрепляю на доску лист, на котором изображена тарелочка.)

Ребятки, посмотрите, что вы видите? (Тарелочку)

А из чего эта тарелочка вырезана? (из бумаги)

А какого она цвета?()

Какие предметы мы будем вырезать? (огурец, помидор, морковку, свеклу)

А какой они формы? (овальной, круглой)

Для начала я беру зеленую бумагу и приемом парного вырезания вырезаю огурец.

Что мы должны сделать, чтоб получилось парное вырезание? (Складываем листок пополам). (Огурцы прикрепляю с помощью пластилина)

Потом таким же приемом вырезаю 2 одинаковых помидора.

А морковку и свеклу я вырезаю приемом симметричного вырезания. Что я для этого делаю? (Сворачиваю лист бумаги пополам, наношу контур половинки предмета с середины предмета к линии изгиба, по намеченному контуру, держу за линию изгиба)

Ребята, чтоб натюрморт получился хорошим надо красиво расположить предметы, обратите на это внимание.

 (Прикрепляю с помощью пластилина и аккуратно наклеиваю.)

-Посмотрите, какой красивый натюрморт получился. Внимательно посмотрите на материал, который лежит перед вами.

Сейчас закройте глазки, и каждый подумайте, какой вы будете составлять натюрморт.(включаю спокойную мелодию)

Все представили? (Да)

Ребята, а какими приемами вы будете вырезать? ( Парное вырезание, симметричное, силуэтное)

Пока не забыли свои натюрморты, приступайте к работе.

Во время самостоятельной работы детей наблюдаю, кто затрудняется, помогаю. Напоминаю приемы вырезания и правила безопасности в работе с ножницами.

Ребята, не забывайте, клей наносим мы с помощью кисточки, не забывайте пользоваться салфеткой, чтоб работа была аккуратной.

Все ребята, молодцы

Потрудились от души.

Организую выставку, с детскими работами.

Посмотрите, какие необычные натюрморты получились, и у всех разные.

Коля, а какое название ты дашь своей работе?

А ты Арина, как назовешь?

Ребята, какими приемами вырезания вы пользовались?

Вам понравилось составлять натюрморт?

А сейчас я соберу все ваши натюрморты и почтой их отправлю в огород. Вот овощи то все обрадуются.

-Овощи, вы теперь поняли, кто кого важней?

Овощи.   (аудиозапись). Поняли — мы все важные! Больше мы не будем ссориться по пустякам.

-Вот и хорошо! Ребята, вы сегодня сделали много добрых и полезных дел: рассказали овощам пословицы и поговорки, в которых говорится о пользе овощей. А главное, вы помирили овощи. На этом наше необычное занятие окончено!

Методическая разработка урока технологии для 2 класса: «Силуэтная аппликация из листьев»

Урок трудового обучения для 2 класса: «Силуэтная аппликация из листьев»

ЗАДАЧИ:

  1. Учить выполнять силуэтную аппликацию из осенних листьев. Закрепить понятие «силуэт»

  2. Развивать слуховое внимание, зрительную память, мелкую моторику, совершенствовать умение работать по технологической последовательности изготовления аппликации.

  3. Активизировать словарный запас; развивать фразовую речь.

  4. Воспитывать аккуратность, терпение, эстетический вкус.

ОБОРУДОВАНИЕ: для учителя: мультимедийная презентация, технологическая последовательность изготовления аппликации, словарные слова « силуэт» , «аппликация», желтый, красный, зеленый кленовые листья, медали в виде листьев;

для учащихся: картон, черная бумага, листья, баночка для клея, кисточка, салфетка, ножницы, простой карандаш.

ХОД УРОКА:

1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

Долгожданный дан звонок, значит, начался урок.

Чтение стихотворения под музыку.

Слайд 1.

Постепенно холодает

И короче стали дни.

Лето быстро убегает

Стаей птиц, мелькнув вдали.

Уж рябины покраснели,

Стала коричневой трава,

На деревьях появилась

Ярко – желтая листва… Ирина Бутримова.

— Ребята, о каком времени года говориться в стихотворении?

( Об Осени)

— Какие строки помогли вам ответить на этот вопрос?

Постепенно холодает

короче стали дни

Лето быстро убегает

Стала коричневой трава

На деревьях появилась

Ярко – желтая листва.

-Правильно. ( Слайд 2)

Листья деревьев поменяли окраску. Теперь они не только зеленые,

но и желтые, оранжевые, красные . При взгляде на такое разнообразие красок

хочется сохранить эту красоту. И сегодня мы постараемся это сделать. А тему

урока вы узнаете, выполнив задание.

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Но прежде, чем приступить к выполнению задание, напомните мне, что такое силуэт?( Слайд 3) ( Силуэт – это плоское очертание предмета, похожее на его тень).

— Верно, теперь мы можете приступить к выполнению задания.

— Возьмите кармашек и набор силуэтов под коробкой. Задание будем выполнять в парах. Приготовьтесь! Слушайте внимательно!

-Я буду называть вам лист дерева, а вы найдите силуэт этого листа и вложите его в кармашек, черешком вниз, начиная с цифры 1.( показ учителя)

(Слайд 4)

Итак! Лист березы, я — 1

Лист дуба, ци -2

Лист клена, ка — 3

Лист рябины, ли — 4

Лист каштана . апп — 5

— Проверим правильность выполнения задания.

Переверните кармашек, прочитайте.

-Ребята, а кто может сказать, какую работу мы будем выполнять на уроке?

(Аппликацию из листьев.)

— А кто скажет точнее?

— Верно. Мы будем выполнять силуэтную аппликацию из осенних листьев.

(Вывешиваю образец)

3.АНАЛИЗ ОБРАЗЦА:

Посмотрите внимательно на образец!

  • В какой технике выполнена работа? ( Аппликация)

  • Какое очертание вы видите в данной аппликации? ( Очертание лица)

  • Из каких материалов выполнена силуэтная аппликация?( Из картона, черной бумаги, листьев, )

  • Какие инструменты необходимы для работы? (Ножницы)

Рассмотрим технологическую последовательность выполнения аппликации.

1. На первом этапе вы должны обвести шаблон головы, так, чтобы листик клена смотрел на вас.

2. На втором этапе вы будете вырезать силуэт головы.

3. На третьем этапе вы наклеиваете силуэт головы на картон. Как правильно нанести клей? ( По контуру)

4. На четвертом этапе вы наклеиваете листья, начиная с верхней части головы.

Ребята, какие правила необходимо соблюдать в процессе выполнения аппликации?

(Правила Т/Б при работе с ножницами)

— Повторим их сейчас.

(Учащиеся повторяют правила т/б при работе с ножницами)

— Молодцы. Приступаем к выполнению силуэтной аппликации из осенних листьев.

4.Практическая работа.

Учащиеся работают под музыку.

Ребята, посмотрите на меня. Я предлагаю всем встать и немного отдохнуть.

Где ты, где ты, милая осень?

Целый год тебя мы ждем.

В лес осенний по тропинке

Мы тебя встречать пойдем.

Ах, какая осень, ах, какая!

Вся из желтых листьев, золотая

И дождя серебряные капли

Песенки поют.

( выполнение движений под музыку)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА( продолжение)

Самостоятельное выполнение аппликации.

ИТОГ УРОКА

— Итак, ребята, наш урок подошел к концу.

  • Какую поделку вы сегодня выполнили?

  • Из какого материала?

  • В какой технике выполнена работа?

  • Какое бы название вы дали этой аппликации?

Ребята, на доске расположены кленовые листья красного, желтого и зеленого цвета.

Зеленый лист — если аппликация выполнена самостоятельно, аккуратно.

Желтый лист — если аппликация выполнена с моей помощью .

( Если аппликация выполнена с моей помощью, вы крепите ее около желтого листа)

Красный лист – если вы считаете, что аппликация выполнена неаккуратна.

Оцените свои аппликации самостоятельно.

1 – ряд, 2 ряд….

Комментарии учителя по оцениванию работ.

Уборка рабочего места.

F:\семинар 25.09.2013\мой урок\DSCN5028.JPG

F:\семинар 25.09.2013\мой урок\DSCN5101.JPG

F:\семинар 25.09.2013\мой урок\DSCN5103.JPG

F:\семинар 25.09.2013\мой урок\DSCN5108.JPG

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о