Стиль арт деко – Выбрать дизайнера: 5 профессионалов для тех, кто хочет оформить квартиру с элементами ар-деко

Содержание

Ар-деко — Википедия

Ар-деко́[1] (фр. art déco, букв. — «декоративное искусство», от фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — стилевое течение в изобразительном и декоративном искусстве стран Западной Европы и Америки второй четверти XX века. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925)[2].

Впервые появилось в основном в архитектуре, моде и живописи во Франции в 1920-х годах и стало популярным в 1930—1940-е годы в международном масштабе. Этот эклектичный стиль представляет собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм, спле­тав­шие­ся с вос­точ­ны­ми, аф­ри­кан­ски­ми и другими эк­зо­тическими мо­ти­ва­ми[3].

Для стиля характерны строгая закономерность, смелые геометрические линии, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом — пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

American Radiator Building (1924) в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа.

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х годов, который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается

[источник не указан 2591 день], что эта роскошь — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Кульминацией развития стиля ар-деко стали высотные здания, выстроенные в городах Америки на рубеже 1920-30-х. Однако стилистически они были крайне разнообразны. Различны были и истоки этого стиля. И первые проявления стиля ар-деко исследователи отмечают ещё в искусстве и архитектуре 1900—1910-х.

[4] Так приемы стиля ар-деко заметны в целой череде памятников, созданных до выставки 1925 в Париже. Таковы постройки Л.Салливена и Ф. Л. Райта, ступообразные башни Э.Сааринена 1910-х и первые нью-йоркские небоскребы в стиле ар-деко — здания Барлай-Везье билдинг (Р.Уалкер, с 1923) и Радиатор билдинг (Р.Худ, 1924), а также известные работы Й.Хоффмана (дворец Стокле, 1905) и О.Перре (театр Елисейских полей, 1913) и др. Так черты раннего ар-деко заметны даже в деталировке дореволюционных зданий Москвы и Петербурга (например, доходного дома Бассейного товарищества или торговой галереи «Новый пассаж»), в работах мастеров венской школы (начиная с церкви Ам Штайнхоф О.Вагнера, 1903) и в застройке Амстердама рубежа 1910-20-х (начиная со здания Шипвортхаус, 1913).

Зна­чительную роль в становлении стиля сыг­ра­ли сен­са­ци­он­ные на­ход­ки древнеегипетского искусства (в Амар­не, гроб­ни­цы Ту­тан­ха­мо­на, 1922) и па­мят­ни­ков ци­ви­ли­за­ций «до­ко­лум­бо­вой» Аме­ри­ки[3].

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow[en]», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников.

  • Здание радиовещательной компании BBC (1931)

  • Здание-лайнер в Париже на 3 boulevard Victor (1935)

  • Pan-Pacific Auditorium (1936) в Лос-Анджелесе

Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-ми годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

  • Примеры стиля ар-деко
  • Железная ширма «Оазис» Эдгара Брандта выставлялась на Международной выставке 1925 года

  • Муниципальная аудитория Канзас-Сити (1936)

  • Лобби в 450 Sutter Street (1929) в Сан-Франциско по проекту Тимоти Пфлюгера. Вдохновением послужили майяские мотивы.

  • Радиоприёмник Philips 930A (1931)

  • Плакат в стиле ар-деко

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 1930-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из течений сталинской архитектуры[5]. С сильным влиянием этого стиля был построен ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»). К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов В. Г. Гельфрейха, А. Я. Лангмана, Е. А. Левинсона, Б. М. Иофана, Д. Ф. Фридмана, В. А. Щуко.

[6]

  • Здание Министерства авиационной промышленности, 1934, архитектор Д. Ф. Фридман

Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.

19 декабря 2014 года на месте бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей Ар Деко, посвящённый стилям ар-деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предметов в стиле ар-деко[7]. Среди экспонатов — статуэтки из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.

  1. ↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук. / В. В. Лопатин. — 2007.
  2. Н. К. Шабанов. Художественно-педагогический словарь. — Трикста, 2005. — С. 29. — 504 с. — ISBN 9785829105693.
  3. 1 2 3 4 5 Шукурова, 2005.
  4. ↑ Бархин А. Д. Города Америки в архитектурном соревновании 1920-30-х. Капитель 2011, № 2
  5. ↑ Термин «советская версия ар деко» в отношении советской архитектуры 1930-х годов используют следующие исследователи: И. А. Азизян, А. Д. Бархин, А. В. Боков, А. Ю. Броновицкая, Н. О. Душкина, А. В. Иконников, И. А. Казусь, Т. Г. Малинина, М. В. Нащокина, Е. Б. Овсянникова, В. Л. Хайт.
  6. ↑ Ребристый стиль высотных зданий и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х (рус.), Архи Ру. Дата обращения 3 октября 2018.
  7. ↑ Русские корни европейского ар-деко — Культура — МК
  • Bayer P. Art Deco Architecture. — London: Thames & Hudson Ltd, 1992.
  • Benton C. Art Deco 1910—1939 / Benton C. Benton T., Wood G. — Bulfinch, 2003.
  • Малинина Т. Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. — М.: Пинакотека, 2005
  • Искусство эпохи модернизма: стиль ар деко. 1910—1940-е годы. / Отв. ред. Т. Г. Малинина. — М.: Пинакотека. 2009
  • Хайт В. Л. «Ар-деко: генезис и традиция» // Об архитектуре, её истории и проблемах. — М.: Едиториал УРСС, 2003
  • Хилльер Б., Эскритт С. Стиль Ар Деко — М.: Искусство — XXI век, 2005.
  • Ар-деко / Шукурова А. Н. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 133—1343. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.

Ар-деко или арт-деко? Гид по интерьерным терминам

Вы когда-нибудь задумывались, как правильно: ар-деко или арт-деко? А знаете ли вы, что такое фахверк и как возник поп-арт? Отвечая на эти и другие вопросы, мы собрали для вас подборку из интересных и полезных интерьерных терминов

Ар-деко

Стиль, чьё название вызывает так много споров, появился во Франции после Международной выставки декоративного искусства и промышленности в 1925 году. Ар-деко ознаменовал конец эпохи Первой мировой войны и начало нового эпизода в истории декоративного искусства. Эклектичный и эффектный, этот стиль покорил творческую элиту и стал модным в области архитектуры и дизайна. Его отличительная черта – смешение модернизма, неоклассицизма и даже футуризма и конструктивизма. Но этим ар-деко не ограничивается: постепенно в этот стиль вливались экзотические, восточные и исторические мотивы. В 20-х годах были сделаны многие интересные археологические открытия, например, гробница Тутанхамона – и это возродило увлечение европейцев культурой древности.

В ар-деко сочетаются кубизм, модернизм и даже экзотика – так что же объединяет этот стиль? Использование дорогих современных материалов, геометрические линии и изящный шик. Именно свобода мысли и размытые правила сделали этот стиль таким неповторимым и запоминающимся. Как воплотить ар-деко в интерьере? Выбирайте мебель на стыке модернизма и неоклассики, избегайте ярких цветов, используйте благородные металлы и этнические мотивы в декоре.

Так почему же правильно говорить ар-деко, а не арт-деко? Ответ прост: название стиля пришло в русский язык из французского, а там буква «т» не произносится.

Фахверк

Незнакомое название? Тем не менее, оно означает привычный дизайнерский приём – открытые балки в интерьере. Это направление возникло в архитектуре в XIV веке, и с тех пор к нему не раз возвращались. Вы наверняка видели такие дома, с выступающими наружу балками, в городах и деревнях северной Европы.

Сейчас фахверк стал самостоятельным интерьерным направлением. Чем он привлекает дизайнеров? Натуральными материалами, простотой и, конечно, оригинальным декоративным решением – выступающими балками. Их можно использовать при организации сценариев освещения, покрасить в контрастный цвет или оставить без дополнительного оформления.

Кому подойдёт фахверк? Во-первых, тем, кто живёт загородом – в квартире такой приём реализовать сложно. Во-вторых, тем, кто любит природные материалы и простоту отделки. Фахверк отлично впишется в кантри, бохо и может стать элементом интерьера в стиле лофт.

Ваби-саби

Как вы уже догадались, это течение в дизайне интерьеров пришло к нам из Японии. Ваби-саби – это и искусство, и способ понимания мира. Сторонники философии ваби-саби призывают отказаться от погони за новым и сосредоточиться на старых и проверенных временем вещах. Ищите красоту в несовершенстве: в чашке со сколами, в пожелтевшей фотографии, в потёртой мебели.

С японского ваби-саби переводится по-разному, одно из наиболее частых толкований – «скромная красота». Основные принципы этого направления: простота, функциональность и несовершенство. Посмотрите на окружающий мир и полюбите его таким, какой он есть, со всеми недостатками – в этом заключается дух ваби-саби.

Как создать интерьер в духе ваби-саби? Всё достаточно просто. Начните с расхламления и избавьтесь от всего лишнего. После этого наполните свой дом милыми сердцу предметами. Если вам захочется добавить в обстановку мебель или декор, сначала поищите среди старых вещей. Если ничего не нашли, то попробуйте создать нужное своими руками – даже если результат не будет похож на то, что вы видите на страницах модных интерьерных блогеров. С точки зрения ваби-саби, такая несовершенная вещь будет иметь гораздо большую ценность, чем то, что вы можете купить.

Разумеется, если вы не готовы делать мебель, посуду и декор своими руками, то заставлять себя не нужно. При выборе ориентируйтесь на простоту и скромность предметов, отдавайте предпочтение натуральным материалам и спокойной цветовой гамме.

Поп-арт

Полная противоположность ваби-саби – поп-арт. Этот стиль критиковали за излишнюю любовь к китчу и эксцентричности, называли вульгарным и потакающим прихотям общества потребления, но он всё же вдохновлял многих деятелей искусства. Поп-арт возник в конце 50-х годов прошлого века в США и Западной Европе. Он стал воплощением бунта против абстрактного экспрессионизма – его сюрреалистичности и беспредметности. Художники, скульпторы и декораторы, творившие в стиле поп-арт, использовали обычные предметы массовой культуры – и помещали их в необычный контекст, меняли размеры, в общем, ломали привычные представления о действительности.

Как создать интерьер в стиле поп-арт? Экспериментируйте. Попробуйте добавить красочные картины и постеры в качестве декора, используйте предметы необычной формы. Особенно хорошо будет смотреться игра контрастов: разместите в светлой комнате яркую мебель. Поп-арт не боится оригинальных сочетаний и нестандартных решений – ваша фантазия ничем не ограничена.

Вам также будет интересно:

5 правил стиля, которые работают в интерьере

Интерьер от Chanel: 5 приемов, которые вне времени

Кинфолк: стиль жизни

Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко»: разбираемся в сложностях стиля.

Где и как возник стиль ар-деко, кто его основал, был ли он в молодом Советском Союзе — разбираемся в хитросплетениях стиля вместе с Софьей Багдасаровой.

Что такое ар-деко?

Ар-деко для «чайников». Галерея 6

Лист из альбома Feuillets d’Art. 1919

Ар-деко для «чайников». Галерея 6

Лист из альбома Les choses de Paul Poiret vues par Georges Lepape. 1911

Ар-деко для «чайников». Галерея 6

Лист из альбома Modes et Manières d’Aujourd’hui. 1914

Ар-деко, что по-французски значит «декоративное искусство», — название художественного стиля, который царил в Европе и Америке после модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне — моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Происходило это, пока «большое искусство» той эпохи экспериментиро­вало с экспрессионизмом, абстракционизмом, конструктивизмом и прочими -измами, которые, безусловно, гениальны, только видеть их постоянно в своей квартире не каждый сможет. А вещи ар-деко предназначены именно для повседневной жизни — очень богатой, роскошной и вальяжной, но все-таки повседневной.

Как узнать предмет в стиле ар-деко?

Ар-деко для «чайников». Галерея 5

Портсигары, пудреницы. 1930-е. Институт моды Киото

Ар-деко для «чайников». Галерея 5

Обложка журнала Vogue с «оптическим» платьем от С. Делоне. 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников». Галерея 5

Сумочки. Ок. 1910. Институт моды Киото

Эта вещь обязательно будет красивой — стильной, элегантной. Она сделана из материала с дорогой текстурой, но не кричаще роскошной, а просто ценной. Цвета будут сложных оттенков, черного — много. Нередко автор явно использовал линейку — но при этом умудрялся весьма изысканно скруглить все углы. Геометрические узоры строятся по тщательным пропорциям и умеют гипнотизировать. Еще зачастую есть вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, но в каком-то странном дизайне: ар-деко любило перетолковывать экзотические культуры. (Кстати, «русская экзотика» тоже ценилась.) Нравился стилю и технический прогресс — поэтому тут и стилизованные поезда, летящие на огромной скорости, и винты самолетов и пароходов.

Стиль в моде

Ар-деко для «чайников». Галерея 1

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне. 1927. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников». Галерея 1

Вечернее платье. Модный дом Ланвэн. Около 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Ар-деко для «чайников». Галерея 1

Платье. Франция. Зима-1922. Модный дом «Сестры Калло»

Заметней всего ар-деко — в женской моде. В эпоху, когда царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились от жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась под самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто помнил викторианскую мораль.

Создатели стиля — великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни — цитировали кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные вещи, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом, стеклярусом, стразами, бисером, было здорово танцевать новые бойкие танцы — фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».

Стиль в ювелирных украшениях

Ар-деко для «чайников». Галерея 2

Брошь Van Cleef and Arpels. 1930

Ар-деко для «чайников». Галерея 2

Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929

Ар-деко для «чайников». Галерея 2

Брошь в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.

Легкая платина для оправ позволила драгоценностям отказаться от «тяжелого доспеха» — золота. Чистые геометрические формы, абстрактные узоры, новаторское сочетание зеленого и синего, контрастный подбор камней, например черный оникс и красный рубин, использование не граненых, а резных камней, а также вкрапление подлинных древних артефактов (египетских скарабеев и т. п.) — вот узнаваемые черты. Черный оникс вообще стал любимым камнем этого периода, в особенности в сочетании с бриллиантами. Их сопровождали яркими аккордами кораллов, лазуритов, нефритов, эмали.

А в России ар-деко было?

Ар-деко для «чайников». Галерея 3

Высотный дом на Котельнической набережной. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Ар-деко для «чайников». Галерея 3

Станция метро «Маяковская»

Ар-деко для «чайников». Галерея 3

Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Блестящий стиль ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, мода персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас — нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, конечно, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.

С другой стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств — архитектуре. Воздействие импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов трудно отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, использование абстракций — все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и воспевание технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы — помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Именно благодаря ему перед зданием МИДа на Арбате возникли обелиски-фонари, а сам подъезд здания стал похож на портал древнего храма. Этот же стиль находят в некоторых станциях московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт»), здании Российской государственной библиотеки и т. д.

Мастера ар-деко русского происхождения

Ар-деко для «чайников». Галерея 4

Соня Делоне. Похожие платья (Три женщины). 1925. Музей Тейт Модерн

Ар-деко для «чайников». Галерея 4

Эрте. Держатели драгоценностей. Фоли-Бержер, 1927

Ар-деко для «чайников». Галерея 4

Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом бугатти. 1929. Частная коллекция

Но гораздо весомее вклад, который внесли в развитие ар-деко русские эмигранты. Годами модные журналы Vogue и Harper’s Bazaar выходили под обложками, нарисованными Эрте, настоящее имя которого — Роман Петрович Тыртов. Его «Симфония в черном» — одна из ключевых работ стиля.

Виртуальный музей государственного музея архитектуры им. А.В. ЩусеваВиртуальный тур по Музеям Московского Кремля

Художница-абстракционистка Соня Делоне, которая работала в модной индустрии, обогатила ар-деко красочностью и энергетикой, которую мы видели и у других «амазонок авангарда». Главная портретистка ар-деко, одна из немногих художников, которая сумела использовать этот стиль для станковых полотен, — Тамара Лемпицка, уроженка российского царства Польского, до революции жившая в Петербурге. (А вот главный скульптор эпохи Дмитрий Чипарус, несмотря на такое родное нам имя, — румын.) Наконец, Леон Бакст, оказавшись в эмиграции, помимо театра, успел поработать и в модной индустрии — явно в стиле ар-деко.

Историки искусства вообще пишут, что стиль ар-деко изначально был вдохновлен Русскими сезонами, которые потрясли парижский художественный мир в 1900-х. Так что — спасибо Дягилеву и за ар-деко!

Ар-деко | Энциклопедия моды

Ар-деко (фр. «art deco») – направление моды, в основе которого лежит одноименное течение в искусстве, зародившееся в первой половине ХХ века. Дословно название стиля можно перевести на русский язык как «декоративное искусство». Для этого стиля характерны роскошь и шик, использование дорогих материалов, геометрические линии. Ар-деко синтезировался благодаря слиянию неоклассицизма и модерна.

История возникновения

Само название ар-деко возникло благодаря сокращению названия парижской выставки 1925 года Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Arts Décoratifs трансформировалось в art deco). Впрочем, само направление, правда, не имевшее пока собственного названия, существовало и до выставки: в 20-х годах прошлого века элементы ар-деко четко прослеживались в европейском искусстве.

После окончания Первой Мировой войны в Европе ожидаемо царила экономическая и социальная нестабильность. Выставка декоративных искусств 1925 года стала первым мостиком на пути к воцарению привычной мирной жизни. Франция хотела показать всему миру, что даже война не помешала Парижу остаться главным средоточием стиля.

Поствоенность ар-деко – самая главная причина вычурности и помпезности этого стиля. Люди, истосковавшиеся по нормальной  жизни, буквально вычеркнули четыре года жизни из истории собственных стран и собственных судеб. И теперь наступало время компенсировать себе все то, что волей-неволей было потеряно.

На парижской выставке 1925 года были представлены грандиозные архитектурные проекты, поражающие своей помпезностью. Кроме этого, на выставке демонстрировалось множество народных промыслов, кинолент и прочих предметов искусства. Кстати, одну из золотых медалей на ней получили работы советских вологодских кружевниц.

Ар-деко в одежде

Стиль ар-деко предполагал обязательную вычурность и яркость, которая проявляла себя не только в масштабах изделий и произведений искусства, но и в их исполнении, в материалах, которые были использованы при изготовлении. Таким образом, одежда в стиле ар-деко предполагает роскошный вид.

Первые модели одежды ар-деко сочетали в себе большое количество стилей и мотивов: восточных, элементов старины, русский конструктивизм, абстракционизм, кубизм, модерн. Яркие и необычные для того времени цветовые сочетания, этника, геометрические узоры делали одежду ар-деко помпезной и претенциозной.

Балетные «Русские сезоны», представленные миру благодаря знаменитому творческому деятелю и театральному меценату Сергею Дягилеву, стали истинным источником вдохновения для тех, кому идеи ар-деко пришлись по вкусу. Необыкновенные декорации и костюмы актеров поражали зрителей красотой и изысканностью, цветами и украшениями. В создании этих «форпостов» ар-деко в одежде принимали участие Александр Бенуа, Наталья Гончарова, Лев Бакст. На протяжении 20 лет, с 1909 по 1929 год «Русские сезоны» покоряли мир и задавали свой тон в области моды.

Первым модельером, который стал использовать «чистый» ар-деко в своих модных шедеврах, считается Поль Пуаре (Paul Poiret). Он обожал русский театр, а потому «Русские сезоны» не могли не оставить след в его душе. Модели одежды Пуаре позволяли женщинам быть роскошными, утонченными.  Точные геометрические линии, сочетание простых силуэтов и сложных драпировок, изысканные украшения платьев – такой ар-деко познал мир высокой моды благодаря выдающемуся французскому кутюрье.

В дальнейшем опыт Поля Пуаре стали перенимать многие другие коллеги по цеху. Одежда ар-деко пользовалась колоссальной популярностью у обеспеченных слоев населения. Модный дом Шанель, Агнесс, Мартиаль и Арманд стали создавать свои шедевры модного искусства в этом стиле.

Прогремев в 20-е годы на весь мир, стиль ар-деко остался популярным и сейчас. Более того, он снова находится на пике своей популярности. Многие современные дизайнеры, создавая коллекции haute couture, берут за основу все главные особенности этого стиля.

Для создания подобных коллекций модельеры используют натуральный шелк, бархат. Украшаются модели жемчугом, стеклярусом, серебром. В оформлении одежды присутствует характерная геометрия, четкость линий.

Платья в стиле ар-деко – настоящие произведения искусства. Их нельзя надеть просто так, чтобы выйти на прогулку на улицу. Они годятся только для торжественной обстановки, дорогих ресторанов и светских мероприятий.

Как создать образ в стиле ар-деко?

Создание образа в стиле ар-деко требует внимательности и щепетильности в деталях. Не только наряд должен быть продуман до мелочей, но и прическа и макияж.

Единственно правильным выбором для создания образа в стиле ар-деко станет платье. Поскольку ар-деко напрямую связан со стилем 20-х годов ХХ века, вам необходимо выбрать платье соответствующего фасона. Никаких пышных юбок, линия талии также не должна быть ярко выражена. Прямой покрой и четкие линии. Длина, как правило, средняя или чуть ниже колена, но встречаются и варианты платьев в пол.

Очень важно, чтобы выбранное платье не только имело правильный фасон, но и было декорировано подходящим образом. Первоначально платья данного стиля украшали геометрическими рисунками, характерными для одноименного направления в искусстве. Однако с годами наряды в стиле ар-деко становились все ярче и роскошнее. Выбирайте модели, декорированные стеклярусом, россыпью камней, бахромой и жемчугом. Цвет платья может быть любым.

Еще один предмет одежды, который, несомненно, относится к стилю ар-деко, и может сделать ваш образ завершенным, это пальто. Пальто должно иметь необычную форму, а его длина должна быть чуть выше колена. Рекомендуемый цвет – насыщенный черный.

Главным видом обуви для стиля ар-деко являются туфли. Причем носить туфли следует не только с платьем, но и с пальто.

Чтобы туфли гармонично вписывались в стиль ар-деко и выгодно дополняли образ, их дизайн должен быть достаточно оригинальным. Туфли в стиле ар-деко должны иметь небольшой устойчивый каблук и перепонку. Кроме того они могут быть украшены бисером, ремешками и другими декоративными элементами. Если же вы выберете туфли-лодочки, которые также относят к стилю ар-деко, то в данном случае количество украшений должно быть минимальным.

Неплохо будут смотреться и модные в последние годы ботильоны.

Без аксессуаров стиль ар-деко немыслим. В первую очередь речь идет о всевозможных головных уборах: шляпках, стильных беретах и котелках. Выберете тот вариант, который вам больше подойдет. Ваш головной убор может быть украшен перьями (одно-два), может иметь стильную сеточку-вуаль, закрывающую часть лица или же небольшой бант. Чем оригинальнее будет шляпка, тем больше вы будете соответствовать стилю.

Украшения выбирайте броские и сложные. Широкие браслеты, украшенные множеством камней, ожерелья. Однако великолепно будут смотреться и длинные бусы с жемчугом.

Стиль ар-деко подразумевает короткую женскую прическу и аккуратно уложенные волнами волосы. Используйте для этих целей лак, ведь волосы не должны быть растрепанными. Если у вас длинные волосы, то закрепите их с помощью заколки таким образом, чтобы можно было полностью спрятать под шляпкой.

Макияж должен быть выполнен в темных тонах. Черные, серые, серебряные тени и темно-бордовая помада на фоне белого лица будут выглядеть прекрасно.

Правила нового ар-деко | ELLE Decoration

Если верить мировым выставкам, а также ведущим журналам и порталам по дизайну, то все больший акцент делается на дорогих и сложных по фактуре материалах, простых и четких формах мебели, плавных линиях, симметрии и ясной геометрии архитектурных элементов. Особое внимание уделяется интерьерным арт-объектам и декоративной мелкой пластике тонкой работы. Не все видят связь и объединяют эти тенденции в единый стиль, а многие путают с неоклассикой, называют эклектикой и порицают стремление к роскоши. Но если смотреть шире, то сразу понятно, что это возвращение ар-деко – в новой транскрипции, но с теми же принципами и логикой. И что особенно интересно, исторический аналог так же и с тем же путали и так же критиковали.

Яркий и дорогой стиль родился на стыке геометризированной классики и рационалистического модерна, строгие и простые формы которых стали отличным фоном для сложнейших богатых фактур, чья выразительность не нуждалась в дополнительной поддержке. В двадцатые годы, как, впрочем, и сейчас, стало принято не любить пышную классику. Неорококо и барокко стали невозможно немодными. Но желание получить «дворец» у себя дома у сильных мира сего осталось. А зарождающийся модернизм, готовый стать интернациональным стилем, ни в коей мере с этой задачей не справлялся.

Ар-деко как таковой стал ответом на запрос новой промышленной и бизнес-элиты, желающей не только дорогие, но и модные, современные интерьеры. Фоновость архитектурной составляющей стиля позволила ему с успехом втягивать в себя все то новое, что появлялось в мире. Открытие гробницы Тутанхамона и массовая увлеченность Египтом привнесли в ар-деко египетские мотивы, геометрические стилизации росписей древних храмов и тему иероглифов. Львы и крупные кошки пришли из Месопотамии, изящные статуэтки были вдохновлены «Русскими сезонами» Дягилева, а пропеллеры-вентиляторы и образы самолетов стали реакцией на развитие авиации, которая стала чуть ли не национальной идеей на западе. Ар-деко, нисколько не стесняясь, использовал мотивы кубизма и пуризма, играл с формами конструктивизма, совершенно не заботясь о сохранении тех идей, что несли в себе авангардные течения. Обилие эклектичных деталей интерьера может сбить с толку, но сам стиль имеет четкую структуру и логику.

Несмотря на схожесть названий, ар-деко совсем не близок к флоральному ар-нуво с его асимметрией, динамикой и тревожными изгибами линий, похожими на стволы лиан или развевающиеся женские волосы. Эти исторические стили разделены не только Первой мировой войной, но и многими отличиями. Симметрия в ар-деко возводится в ранг практически никогда не нарушаемого закона, и именно это сближает стиль с классицизмом. Текучесть ар-нуво в ар-деко противопоставляется не только симметрией, но и статикой. Интерьеры в этом стиле, сколь бы они ни были экстравагантны, всегда создают ощущение устойчивой стабильности, во многом ассоциируемой со статусом и респектабельностью. Лекальность четко выверенных линий ар-деко напоминает вовсе не флору, а фауну.

Пластика ар-деко – это упругость напряженных мышц животного, готового к прыжку. Сам стиль подчеркнуто материален и объемен. Ему чужда романтичность и экзальтированность стиля рубежа веков. Модерн как глобальный стиль эстетизировал конструктивные элементы, пропагандировал правду материала и цельность проектирования «изнутри наружу», определялся цельной идеей автора. Ар-деко же были чужды любые идеологии, и единственной целью стиля было создать удобное и комфортное, новое в своей эстетике стильное и статусное пространство для жизни и работы человека. Интересно отметить, но именно это и обусловило «бессмертность» стиля – ведь идеологии имеют свойство устаревать, а стремление к комфорту и статусу вечно.

Новое ар-деко вовсе не пытается восстановить исторические интерьеры и не ограничено рамками прошлого. Именно это его отличает от нео ар-деко. Новое время диктует новые условия, и newart-decoготово им следовать, чтобы оставаться популярным. Стиль взял логику и структуру у исторического аналога и адаптировал их под запросы современности. Он все так же акцентирует внимание на дорогих фактурах и следует симметрии, но использует детали и арт-объекты, актуальные нашему времени. Мультфильмы и политика, фэшн-индустрия и спорт, известные лейблы и ролики на YouTube – новое ар-деко все так же не стесняется и втягивает в себя все популярное, поглощает все модное и делает все, чтобы привлекать.

Основные правила New Art-Deco:

  • Стилю чужды любые игры с классическими стилями. Изгибы барокко и рококо так же неприемлемы, как и криволинейные детали ар-нуво. Архитектурные элементы неоклассицизма ар-деко максимально упрощает, по сути, превращая их в простейшие геометрические формы. И только в этой транскрипции в интерьере возможны стеновые панели, пилястры, колонны и т.д.
  • Главные акценты стиля – дорогие и сложные фактуры. Но это могут быть в равной степени и натуральные, и ненатуральные материалы. Основным критерием является не это, а их декоративные качества и уровень проработки.
  • Ар-деко невозможно сделать с низким бюджетом. Ламинат из строительного магазина, золото из баллончика и китайские копии способны породить только пародию на стиль.
  • Стиль не живет без арт-объектов и декоративных элементов. И это может быть что угодно, от золотого бюста популярного политика до статуэток, изображающих персонажей компьютерной игры.
  • Ар-деко не любит открытые яркие цвета, они возможны только в небольших акцентных деталях. Также не рекомендуется использовать обои и ткани с рисунком.

Как оформить интерьер в стиле ар-деко — INMYROOM

Утонченный и многоликий, ар-деко значится последним в ряду больших классических стилей. Он вобрал в себя черты модерна, неоклассицизма, роскошь круизных лайнеров и джазовой лихорадки, разгар которой как раз совпал с временем ар-деко.  

Хотя атмосфера этого стиля витала в воздухе с начала прошлого столетия, о нем заговорили лишь в 1925 году, после Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Вскоре охватившая Европу мода на ар-деко добралась до берегов Америки, где этот стиль видоизменился до более простых обтекаемых форм Streamline Modern. 

Сегодня эпоха джаза часто трактуется вариативно, но основные черты стиля и приемы его оформления остаются неизменными на протяжении долгих лет. Расскажем о них подробнее.

ДНК стиля

Когда и где появился: в 20-е годы в Париже.
Основа стиля: геометричные узоры, ломаные линии, дорогое дерево, золото, блестящие поверхности.
Яркие имена: Жак-Эмиль Рульманн, Андре Гру, Эли Жак Кан.

5 правил оформления интерьера в стиле ар-деко

1. Симметричная планировка

Изначально ар-деко считался стилем среднего класса, поэтому для него совсем не обязательны обширные пространства: одно- или двухкомнатная квартира вполне сможет обеспечить необходимую квадратуру.

Как любому классическому стилю, для ар-деко важна симметрия, поэтому в прямоугольные или квадратные пространства он впишется гармоничнее, чем в помещения неправильных конфигураций. Зонировать жилье в этой стилистике можно при помощи декоративных ширм или широких диванов.

2. Дорогая отделка, экзотическая древесина, молдинги

Ар-деко интенсивен и контрастен, поэтому чистые белые плоскости точно не про этот стиль. Можно окрасить стены в молочный или перламутровый цвет, «расчертив» их молдингами простых форм. Попробуйте пустить 2–3 «молдинговые» горизонтали через небольшие интервалы у потолка и пола, а затем окрасить их в контрастный черный или темно-коричневый цвет. Вы получите графичную узнаваемую отделку в стиле ар-деко. 

Пол в этой стилистике — это паркет из экзотической древесины, керамогранит под мрамор или травертин, как Royal Marble, можно с контрастными декоративными вставками, черно-белая мозаика (отсылка к клавишам рояля — одной из тематик ар-деко). Сюда же отлично впишется модульный паркет, например, Lab_arte Верона — Нотте.

Фонтан — еще один лейтмотив стиля, поэтому смело включайте его изображение в интерьер при помощи принтов или декоративных панно.

3. Изящная мебель, мотив солнца, маркетри

В ар-деко точно не впишутся бескаркасные кресла, равно как и сложносочиненные диваны и стулья со множеством витиеватостей или излишне «кучерявым» декором. Мебель в стиле ар-деко визуально легкая, графичная, и бесконечно изящная. Ее отличительные черты — ножки с простым изгибом, как в кресле Linn, высокие спинки, кристаллообразная и ступенчатая фурнитура, строгость линий и мотив солнца, который часто встречается в зеркалах и принтах.

Дизайнер

Стиль Арт Деко в одежде | История и особенности

Стиль Арт Деко

Стиль Арт Деко – это модное направление, в основе которого лежит одноименное течение в искусстве. Стиль обладает настоящим воплощением женственности, шарма, роскоши и некой простоты исполнения. Это стиль 20-х годов со своими четкими правилами и границами допустимости. Одежду арт деко в современной моде невозможно отнести к повседневной. Такие наряды, в своем роде, уникальны, с индивидуальной дизайнерской задумкой и больше подходят для особых случаев и значимых мероприятий.

История стиля Арт Деко в одежде

Истоки модного направления переносят нас в Париж 1925 года, на выставку современных декоративных и промышленных искусств – Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, откуда Arts Décoratifs позже сократилось до Art Déco. Если рассмотреть время, в котором зародилось направление арт деко в моде, следует вспомнить историю тех времен. Так, Первая Мировая война подошла к концу и тем самым положило началу новой эпохи. Царившая нестабильность в социальных кругах и экономической сфере наносила разлад в обществе. И выставка 1925 года стала первой весточкой в налаживании мира в привычной мирной жизни. Таким образом, Франция решила продемонстрировать, что даже война не помешала стране оставаться главной законодательницей моды и стиля.

История стиля Арт Деко в одежде

Послевоенное время стало настоящей компенсацией для большинства жителей Европы после 4 лет лишений и потерь во время войны. Где послевоенный стиль Арт Деко в одежде приобретает все больше вычурности, яркости и помпезности. Роскошный вид стиля пришелся по душе многим модницам и он был быстро подхвачен не только Францией, но всей послевоенной Европой.

Первые модели направления арт-деко сочетали в себе смешанные элементы различных стилевых течений и мотивов. Сюда входили восточные элементы, модерн, русский конструктивизм, кубизм и абстракционизм. Все эти течения создавали одежду в стиле Арт Деко в ярком и довольно необычном исполнении. А необычные узоры, геометрические принты и цветовые сочетания делали наряды претензионными.

арт деко стиль

Одежда Арт Деко особенно выделялись в балетные «Русские сезоны». Так творческая деятельность знаменитого театрального деятеля Сергея Дягилева стала настоящим источником вдохновения для поклонников стиля Арт Деко. На протяжении 20 лет с 1909 по 1929 года русские балетные сезоны покорили целый мир необыкновенными костюмами актеров и яркими декорациями. Все это дало мощный толчок в становлении и развитии модного направления арт деко.

Русские сезоны - Франция 20-е годы

Арт Деко – характерный стиль в одежде

Смелый образ в данном стилевом направлении собрал в себя, практически, несочетаемые элементы. Тут присутствуют эпатажность и в то же время сдержанность, элегантная утонченность и яркая чрезмерность. Давайте рассмотрим, какими основными чертами обладает стиль Арт Деко в одежде.

После пережитой войны, Европу охватило такое явление как эмансипация. Женщины ставили себя наравне с мужчинами и старались ни в чем им не уступать. Это нашло отражение и в одежде. Так наряды перестали подчеркивать женскую фигуру, а красивыми считались худощавые девушки, что смахивали на юношей. Для модного направления 20-х годов характерны мягкие извилистые или прямые линии пошива одежды без акцента на талии.

стиль арт деко в одежде

Но все же, прекрасная половина человечества стремилась выглядеть как женщина. Чтобы как-то продемонстрировать свое тело, наряды изготовлялись с вырезами, разрезами. Платья в стиле Арт Деко выполнялись с открытыми плечами и открытой спиной. В нарядах присутствовал декор в виде изящных соблазнительных кружев, а ткань для пошива выбиралась либо полупрозрачный шифон и шелк, либо нежный бархат.

Стиль Арт Деко в одежде ярко выразился в дизайне платьев. Собственно только и созданием платьев характеризуется данное стилевое направление. Длина юбки могла быть любой. В моде были как длинные изделия до пола, так и сексуальные наряды до колен. Особый акцент делается на спине. Она может быть как полностью оголена, так и декорирована кружевами, бисером или бахромой.

платья в стиле арт деко

Большинство платьев изготовляются без рукавов очень простого прямого кроя, что напоминает собой прямоугольник. Вся сложность исполнения заключается в их декорировании:

  • к простым моделям из недорогой ткани добавлялись искусственные цветы, простые кружева, несложная драпировка;
  • дорогие наряды в стиле Арт Деко расшивались камнями, бисером и пайетками вручную;
  • самым распространенным рисункам служили абстрактные узоры или геометрические фигуры;
  • также распространен был принт, который невозможно встретить в обычной жизни – образ павлинов, драконов, лебедей;
  • нередка была отделка из натурального меха, перьев и бахромы.

арт деко в одежде

Образ в стиле Арт Деко выглядит неполным без дополнительных аксессуаров. Самыми яркими аксессуарами выступают:

  • головные уборы – шляпки, береты, ободки, ленты, сеточка-вуаль и перья;
  • в качестве украшений использовались нити жемчуга, броские ожерелья, объемные серьги и браслеты;
  • неотъемлемой частью стиля арт-деко являются перчатки;
  • в качестве обуви выбор отдается простым и удобным лодочкам;
  • дополнить образ можно небольшой сумочкой или клатчем.

аксессуары в стиле арт деко

Для стиля арт-деко совсем не свойственны брюки. Хотя некоторые модницы того времени все же включали их в свой образ. Для этого они выбирали модели прямых немного расклешенных брюк и сочетали их с блузками. А вот пальто в стиле Арт Деко вполне значимый элемент. Чаще всего он был выполнен в очень индивидуальном дизайне и обязательно с длиной выше колен на размер ладошки.

Всеобщее признание стиля Арт Деко

Первый дизайнер, который занялся выпуском одежды в стиле арт-деко считается Поль Пуаре. Он не остался в стороне всеобщего помешательства знаменитыми балетными постановками «Русских сезонов». В истории высокой моды модельер Поль оставил весомый след. В 20-е годы французский кутюрье создавал наряды, что вобрали в себя точные геометрические линии, которые сочетали в себе довольно простой силуэт пошива, но со сложной драпировкой. Столь яркое и индивидуальное исполнение нарядов было признано высокой модой и дало начало новому стилевому направлению.

мода 20-х Поль Пуаре

Позже инициативу подхватили такие дома мод как: модный дом Шанель, Арманд, Мартиаль и Агнесс создавали свои творения.Столь популярный стиль в одежде в 20-х годах, платья в стиле арт-деко остаются актуальными и сейчас. Современное видение моды не остается без внимания к столь изящному исполнения вечерних туалетов. В коллекциях Alberta Ferretti ни раз были замечены элементы Арт Деко. К такому изысканному исполнению прибегал и знаменитый американский модельер и Ralph Lauren.

современный стиль арт деко

Именно стремление к празднику и произвело такое стилевое направление как Арт Деко. Ведь стиль вобрал в себя всю театральность исполнения и некую вычурность. Платья в стиле Арт Деко – это настоящее произведение искусства. Данное стилевое направление практически не претерпело изменений с тех времен. Изменения коснулись только тканей для пошива.

Одежда Арт Деко

В современные дни большими поклонниками стиля арт-деко славятся исполнительницы Кристина Агилера, Шер, актрисы Николь Кидман, Эмма Стоун и модель Хайди Клум. Собственно, именно с красной дорожки платья Арт Деко снова вернулись в моду. Данному стилевому направлению посвящаются песни, снимаются киноленты и сериалы. Самыми яркими кино-работами стали экранизация фильма Великий Гэтсби и снятый сериал Аббатство Даунтон. Среди российских звезд особую любовь к данному направлению питает актриса и режисер Рената Литвинова. Образы в стиле Арт Деко у нее получается особенно прекрасно.

История стиля Арт Деко в одежде

Выбрав себе яркий образ для вечеринки в стиле Арт Деко, я отправляюсь на поиски очередных модных новинок, ведь мне по-прежнему ✭ Нечего Надеть ✭

Mia Pas

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о