Стиль баухауз – 1919—2019. Как школа дизайна Баухаус навсегда изменила бизнес (и интерьер вашей квартиры)

Содержание

Баухаус — стиль вне времени

Баухаус и сегодня является символом смелых и функциональных разработок в искусстве, архитектуре и дизайне. Многое из того, что кажется нам самим собой разумеющимся в нашем окружении, является следствием революционных идей основателей Баухауса. Сейчас уже мало кто знает, что дизайн многих давно знакомых нам предметов мебели – кресел, стульев, встроенных шкафов, столиков из металла и стекла, родом из стиля баухаус (bauhaus, нем. – «строительство домов»). Это дизайнерское направление (и школу Bauhaus), время расцвета которого пришлось на 1919-1928 гг., основал архитектор Вальтер Гропиус из немецкого Веймара. Стиль немецкого авангарда стал одним из наиболее влиятельных течений в современной архитектуре и современном дизайне.


Движение развивалось параллельно с русским конструктивизмом и имело с ним много общего. Среди преподавателей школы были такие известные художники-экспрессионисты, как Василий Кандинский и Пауль Клее. В Баухаузе проповедовали культ геометрических форм и функциональности. В дизайне приветствовалось смешение различных приемов и техник.

Изделия Bauhaus должны были открыть новую эру в оформлении жилища, в которую сам Гропиус внес вклад, построив образцовый дом с плоской крышей. Оснащение дома полами из линолеума, мебельными стенками и мебелью из металлических трубок было шокирующе простым и функциональным. «Развенчание буржуазной роскоши» было программной целью пионеров Баухауса. Из предметов быта путем «устранения всего ненужного» возникали типичные модели интерьера. Так был дан старт промышленному серийному производству.


Работы Bauhaus несли на себе ощутимый отпечаток искусства 20-х годов с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие ее геометрические формы. Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла.

Стиль баухаус исходит из идеи о том, что в пространстве все должно быть простым, современным и функциональным. Основную задачу направления его создатели видели в повышении качества промышленных изделий, которые должны обладать привлекательным внешним видом, доступной ценой и быть максимально удобными в использовании. Провозглашенная идея синтеза искусства и техники стала основной концепцией деятельности стиля. При создании предметов в стиле баухаус соблюдаются принципы рационального использования материалов.


В цветовой палитре стиля баухаус преобладают белые, бежевые, серые и чёрные тона. Большую роль имеет цветовая гамма, в которую выкрашены стены: красный – приближает; голубой – отдаляет; в светлой комнате звуки громче, чем в темной. Светлые предметы кажутся легче, чем темные. При этом холодность традиционных материалов – стекла и металла – смягчает теплота дерева, фактура кожи и декоративные органичные элементы.

Основные мотивы:
— геометрические: прямоугольник, квадрат, вытянутый прямоугольник, круг;
— пространственные: асимметричные формы, вытянутые линии, диагонали.

Основные особенности стиля — это обилие света, высокие потолки, дизайн в горизонтальной плоскости. Единственно вертикальный элемент — это узкое окно, освещающие лестничные пролеты.


Украшение интерьеров минимальное, поверхности – гладкие монохромные. Стены и потолок интерьеров в стиле баухаус отделаны штукатуркой, для оформления стен могут использоваться обои. На долю обоев, созданных в мастерской настенной живописи школы, выпал наибольший коммерческий успех. Вместо цветочков были использованы рисунки, напоминающие структуру ткани с геометрическим орнаментом. Преимущество этих обоев заключалось в том, что рисунок был мелкий и нерегулярный, что позволяло легко подгонять полосы при оклейке стен. Маленькие помещения благодаря такому рисунку казались более просторными.

Сегодня обои для стен в стиле Bauhaus – это всегда оригинальный, аккуратно и графически точно построенный образец техники рисунка, выявляющий очаровывающие кинетические эффекты, подчеркивающие утонченность стиля. Аморфные формы на обоях для стен в стиле Bauhaus помогают создать необходимые контрасты, подчеркивают воздействие цветов и привносят несравнимый колорит в дизайн интерьера.


Модные в наши дни разноуровневые потолки также предложил стиль баухаус, несколько опуская их в спальне и приподнимая в гостиной. В качестве материала для пола применяется линолеум.

Напряженные поиски новых конструктивных решений, зачастую неожиданных и смелых, особенно характерны были в мебельном производстве. Сторонники Баухауса старались ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель для человека со скромными доходами. Мебель характеризуется лаконичными, четкими геометрическими формами, отсутствием орнаментации, что придает изделиям удобство, простоту и совершенство. В конструкции стульев и кресел используется принцип пересечения плоскостей и, как правило, они не имеют ручек. Баухаус впервые начал применять в дизайне предметов мебели металл. Эргономичные и эстетичные стулья из стальных трубок Марселя Брюера или Людвига Миса ван дер Роэ с изогнутыми рамками в виде буквы Х, полосками из хромированной стали, кожаными подушками и брезентом на сиденье и спинке считаются «классикой модерна». Брюер видел в своей мебели «аппараты сегодняшней жизни», которые должны быть гигиеничными, недорогими и разборными. Сегодня этот абсолютно новый для того времени тип мебели — неотъемлемая часть многих офисных и домашних интерьеров.


Появляется мебель нового типа – трансформируемая, складная — столы, убирающиеся один в другой, сборно-разборные табуретки. Столы Джозефа Альберса, которые помещаются друг в друга, со столешницами из цветного стекла — это и простота, и функциональность, и легко узнаваемые чистые цвета. Эти и другие разработки Баухауса в области мебели взрывали привычные рамки техники и эстетики.

Стиль привнес огромное количество инноваций: от модульной мебели и до абстрактных рисунков ковров. Создатели стиля исповедовали принцип функциональности, стремясь максимально эффективно использовать пространство. Поэтому естественным элементом интерьера стали встроенные шкафы, обладающие большой емкостью и позволяющие делать помещение более просторным. Рабочее место на кухне также оказалось под пристальным вниманием дизайнеров.


Новые модели характеризовались недорогими материалами и современной эстетикой. Для детской комнаты Альма Зидхоф-Бушер разработала столы для пеленания и кроватки, а для жилой комнаты Йозеф Альберс – встроенные шкафы и столы из стекла, впервые соединив стекло и металл.

Баухаус был настоящей фабрикой идей. Марианна Брандт первой сделала решительный шаг в сторону промышленности, разработав свои светильники. Успешной разработкой «массового товара» стали обои, которые имели нейтральный рисунок и могли наклеиваться без особых усилий и подготовки.

Аксессуары в стиле баухаус просты и функциональны: семейная фотография на стене, ваза для цветов, небольшая статуэтка. Лучший аксессуар для подобного помещения — добротная бытовая техника и продуманная система освещения, использование светильников для создания функциональных рабочих зон.


Целостность, практичность и отсутствие вычурности — показатели стиля Bauhaus, делающие его выдающимся. Лозунг Bauhaus – действующий функционализм. Разработки и прототипы Баухауса и сегодня выглядит потрясающе современными, объектами вдохновения современных дизайнеров. Гармония искусства, архитектуры, ремесла и философии в сочетании с рациональностью повседневной жизни остается уникальным явлением. Идея, что функциональность определяет стиль изделия, является фундаментом современного промышленного дизайна. Главный принцип: «Красота не живет без пользы».

Баухаус идеально подходит любителям простоты, удобства и функциональности. При внешней незамысловатости решений стиль позволяет создать комфортный интерьер, где каждому предмету отведены свое место и роль.

Революция в дизайне, которая всё изменила — Look At Me

В рамках Недели Берлина Look At Me рассказывает о главном столпе современного дизайна и архитектуры — берлинской школе Баухаус, воспитавшей несколько поколений смелых авангардистов в прикладном искусстве. Как небольшая частная инициатива определила идеи XX века, по каким принципам идеалисты Баухауса собирались построить новое общество и эстетику и почему их идеи до сих пор являются очень современными — об этом пойдет речь в большом гиде Look At Me.

 

Период 1920-х годов был для Германии одновременно тяжелым и вдохновляющим временем. Именно в пятнадцать лет между двумя мировыми войнами Берлин стал одной из главных столиц Европы, городом («ревущие двадцатые» — во многом про немецкую столицу), где жаждали инноваций и перемен. После ужасов Первой мировой войны каждый мыслящий человек ощутил необходимость в активной оппозиции по отношению к окружающему миру. В переходный период между 1918 и 1923 годами в Германии были проблемы с инфляцией, что не позволяло широких экспериментов в архитектуре, но местная сцена все равно находилась под большим влиянием голландской группы «Де Штайль» и французского титана авангардной архитектуры Ле Корбюзье.

Слева направо: послевоенный Берлин, «Ревущие двадцатые», Пит Мондриан, церковь в интерпретации французкого архитектора Ле Корбюзье

Открыть междисциплинарную школу, которая будет творческой лабораторией для профессионалов разных направлений, пытались еще в 1907 году. Прообразом Баухауса была мюнхенская школа Веркбунд (Deutsche Werkbund). Существовала и Школа прикладного искусства в Веймаре, чьи сооснователи, дизайнер Анри Ван де Вельде и Герман Метезиус, долгое время не могли договориться между собой. Все закончилось тем, что экспериментальную веймарскую школу возглавил молодой архитектор Вальтер Гропиус, вдохновляясь тем, что в тот момент представлял собой мюнхенский Веркбунд. В 1919 году Гропиус основал Баухаус — из двух соперничающих дизайн-школ в Веймаре. Простое и емкое название Баухаус (bau — «строить», haus — «дом») отражало ясные и одновременно с этим амбициозные цели создателей школы — понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику частных и общественных пространств.

Под влиянием Иоханнеса Иттена первые годы Баухауса прошли под влиянием немецкого экпрессионизма: Иттен три года руководил базовым годичным курсом основ дизайна и теории цвета. В тот момент у методов и подходов Баухауса, который являлся государственной школой, было очень много противников среди чиновников и консерваторов. Для того чтобы утвердиться на местной сцене и не лишиться государственных бюджетов, в 1923 году учителя и студенты Баухауса провели первую крупную выставку, которая вошла в историю. Несмотря на явные достижения авангардистов, пришедшие к власти национал-социалисты лоббировали свою эстетику, отражавшую имперские амбиции Германии второй половины 1920-х. И хотя выпускники Баухауса демонстрировали самостоятельность и невероятный успех учебного эксперимента, школе пришлось переехать в Дессау, где у нее оставалась правительственная поддержка. Сразу же, всего за год после переезда, было построено знаменитое здание по проекту Гропиуса, а интерьеры и мебель были выполнены студентами и преподавателями школы. Дизайн этого здания задал новое направление для стиля школы — теперь это был индустриальный функционализм.

Слева направо: плакаты Deutsche Werkbund, основатель Баухауса Вальтер Гропиус, плакат веркбундской школы, Баухаус в Дассау, кофейный столик работы Гропиуса

В 1928 году родоначальник Баухауса Гропиус ушел в отставку, его заменил Ханнес Мейер, сделав школу за небольшой период своего руководства (1928–1930) более коммерчески успешной. Мейер ввел в число обязательных предметов лекции по экономике, психологии и марксизму, который по-настоящему захватил умы интеллектуалов Западной Европы. И хотя очередная реформа школы в 1930 году превратила ее в основном в архитектурное заведение, школа была закрыта через год, когда фашизм начал утверждаться в обществе как доминирующая парадигма. 19 июня 1933 года мастерам школы не осталось ничего, кроме как провести собрание и проголосовать за роспуск Баухауса. Скрываясь от преследования и покушения на свободу, Гропиус, Мендельсон, Мис ван дер Роэ и многие другие эмигрировали через Британию в США.

Слева направо: предметы интерьера, разработанные преподавателями и студентами школы Баухаус, теория цвета Иоханнеса Иттена

Во время Второй мировой войны Баухаус-Дессау был частично разрушен, и только через тридцать пять лет здание было восстановлено как исторический памятник. В 1960 году архив Баухауса начал собирать все работы и документы самой значимой школы XX века через бывших выпускников в Германии, остальной Европе и Америке и членов их семей. Огромный архив в двадцать шесть тысяч работ, включающий эксперименты в живописи, скульптуре, архитектуре, фотографии и дизайне, собирался вместе с письмами, книгами и неформальными фотографиями, которые делали в мастерских того времени. Сейчас в этом здании располагается Фонд Баухаус-Дессау — центр исследований, обучения и экспериментального дизайна. Помимо постоянной экспозиции, каждый год Фонд Баухаус-Дессау организует Международную летнюю школу на новую тему. В 2012 году тема летней школы звучит как Didactic Home, она длится десять дней и состоит из четырех воркшопов. Участие в школе — платное, триста евро.

 

 

 Здание Баухауса в Дессау
Вальтер Гропиус, 1926 год


Второй по счету дом для студентов и мастеров Баухауса после вынужденного переезда из Веймара. Здание спроектировал директор школы Вальтер Гропиус, а в оформлении интерьеров участвовали многие студенты школы.

 


Иоханнес Иттен
«Искусство цвета»


Книга, написанная преподавателем форкурса Баухауса Иоханнесом Иттеном, в которой он подробно изложил свою теорию. В отличие от предшественников, он более детально изучил функции дополнительных цветов и цветовых контрастов и модернизировал сам цветовой круг.

 

Кресло «Барселона»
Людвиг Мис ван дер Роэ, 1929 год


Легендарное кресло, спроектированное Мисом ван дер Роэ специально для павильона Германии в Барселоне. Над этим предметом Мис работал совместно с немецким дизайнером Лили Райх. Кресло оказалось настолько удачным, что его запустили в производство. Кресло «Барселона» и по сей день выпускается многими фабриками.

 


Кресло «Василий»
Марсель Бройер


Сначала кресло называлось Club Chair B3, но позже было переименовано в «Василий». На создание этого кресла Марселя Бройера вдохновил художник Василий Кандинский. Это кресло являлось частью коллекции, созданной для интерьеров здания Баухауса в Дессау.

 

 Графический дизайн
Герберта Байера


За время работы и учебы в Баухаусе Герберт Байер много работал со шрифтами. Основная его заслуга — это использование шрифтов без заглавных букв. Он утверждал: «Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной «А» или со строчной «а»».

 


 Чайник
Марианна Брандт


Чайник является частью набора чайной посуды, созданной Марианной Брандт. В этом чайнике четко виден основной формообразующий принцип Баухауза — вся форма состоит из простейших геометрических фигур.

 

 Настольные часы
Марианна Брандт


Форма этих настольных часов стала одной из базовых констант в бытовой культуре XX века. Сейчас эту характерную форму можно встретить практически в каждом магазине. Марианна Брандт создала эти часы в 1930 году, а материалом послужил хромированный металл, с которым Брандт работала особенно часто.

 


 Stacking tables
Джозеф Альберс


Хотя изготовление мебели не являлось главным талантом Джозефа Альберса, в результате эксперимента с незнакомой областью получился очень удачный мебельный комплект. Столы, которые помещаются друг в друга, — это и простота, и функциональность,  и легко узнаваемые чистые цвета. Столешницы этих столов изготовлены из цветного стекла.

 

 Шрифт Architype Albers
Джозеф Альберс


Этот геометричный шрифт появился в результате многолетних экспериментов Джозефа Альберса. Шрифт построен исходя из пропорций один к трем и состоит из строго определенных геометрических форм.

 


 Шахматы баухаус
Джозеф Хартвиг


Шахматы Джозефа Хартвига полностью иллюстрируют принципы Вальтера Гропиуса о том, что объект должен быть практичным, прочным, недорогим и красивым. Все шахматные фигуры состоят из простых геометрических форм — шара, цилиндра и куба.

 

 Вальтер Гропиус (1883–1969)


Один из главных архитекторов XX века, работал в мастерской Петера Беренса, где познакомился с Людвигом Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1919 году основал Баухаус и до 1928 года был его первым директором. Именно ему принадлежит идея воспитания новых художников, которые могут придумать и самостоятельно сделать новые произведения на стыке искусства, дизайна и архитектуры.

 


 Иоханнес Иттен  (1888–1967)

 
Швейцарский художник, который получил известность благодаря преподаванию в Баухаусе базового годичного курса по созданной им теории цвета. Несмотря на огромный вклад в систему образования Баухауса, в 1922 году Иттен покинул школу из-за неодобрения Гропиусом некоторых идей Иттена (Иоханнес был участников зороастризма, проповедовал принципы внутренней гармонии, медитацию и вегетарианство).

 

 Ласло Мохой-Надь (1895–1946)

 
Венгерский художник, сосредоточившийся на коммуникативном дизайне, фотографии и киноэкспериментах. Например, он один из первых открыл фотограмму — получение изображения через облучение фотобумаги. В середине 1920-х годов Мохой-Надь даже познакомился с Маяковским и сделал несколько его фотопортретов.

 


 Пауль Клее (1879–1940)


Один из главных художников европейского авангарда много работал с русским авангардистом Василием Кандинским. В течение десяти лет преподавал в Баухаусе (1921–1931), за это время руководил несколькими мастерскими — по переплету книг, мастерской по металлу, мастерской по витражной живописи. 

 

 Ханнес Мейер (1889–1954)

 
Швейцарский архитектор из движения новой архитектуры 1920-х годов. Марксист по убеждениям, Мейер имел строго функционалистскую точку зрения — позже он дал ей название «Новая теория строительства» (Die neue Baulehre) и считал, что в архитектуре главное — организация, а не эстетика, подчеркивая значимость социального жилья и помощи всем людям независимо от их происхождения.

 


 Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969)


Третий по счету директор Баухауса. Когда в 1930 году он занял пост директора Баухауса, школа уже находилась в увядающем состоянии. К этому времени Мис уже занимал лидирующую позицию среди немецких архитекторов. И школа, и весь город Дессау надеялись, что Мис ван дер Роэ со своим авторитетом привнесет новую жизнь в Баухаус. Стремясь деполитизировать школу, он потребовал ее немедленного закрытия, которое и состоялось в сентябре 1930 года. 

 

 Марсель Бройер (1902–1981)

 
Венгерский архитектор и дизайнер. Переехал в Веймар, чтобы получить образование в Баухаусе, после чего остался там преподавать. В 1920-х годах занимался преимущественно дизайном мебели, а позже увлекся архитектурой. По его проектам были построены дома в Германии и Швейцарии, но большинство построек находится в США (как и многие другие, он эмигрировал туда).

 


 Василий Кандинский (1866–1944)


Один из главных художников русского авангарда. Начиная карьеру как пейзажист, Кандинский стал рисовать абстракции едва ли не первым среди художников-авангардистов.  Будучи частью движения «Синий всадник», в 1922 году Кандинский приезжает в Баухаус, чтобы возглавить мастерскую живописи и фрески. Результаты его работы в школе описал в своей главной книге «Точка и линия на плоскости» 1926 года.

 

 Герберт Байер (1902–1981)

 
Австрийский графический дизайнер больше всего преуспел в типографике: после окончания своего курса он возвращается в Баухаус в качестве преподавателя по классу графического дизайна и типографики. В это время он начинает разрабатывать шрифты без апперкейса. После ухода из Баухауса в 1928 году Байер становится арт-директором немецкого Vogue. Позже, как и многие другие художники его круга, переехал в Америку, где продолжил заниматься дизайном и фотографией.

 


 Марианна Брандт (1893–1983)


Немецкая художница, скульптор, фотограф и дизайнер. Единственная женщина, которая была допущена в мастерскую по металлу, а позже преподававшая в этой мастерской совместно с Ласло Мохой-Надем.  За время своей творческой деятельности Брандт создала множество предметов интерьера, таких как лампы, пепельницы и кухонная посуда.

 

Одним из главных принципов работы нового художника мастера Баухауса провозглашали сращивание искусства и ремесла, лучшим примером которого стала архитектура. О сообществе художников как лаборатории высокопрофессиональных ремесленников и говорят создатели Баухауса в своем манифесте: в те времена все авангардные школы и течения в искусстве предпочитали собирать тезисы в такой форме.

 

 


Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника.

 

 


Творчество и любовь к красоте — необходимые условия счастья. Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость.

 

 


Архитектор должен быть координатором, чье дело заключается в объединении многих общественных, технических, экономических и художественных проблем, возникающих в связи с постройкой.

 

 


Решение любых формотворческих задач — будь то стул, здание, целый город или план района — должно быть принципиально идентичным не только в отношении их пространственного взаимодействия, но также в социальных аспектах.

 

 


Пространственная концепция — основная архитектурная дисциплина. Методы развития интереса к визуальной экспрессии во всех областях искусств должны прежде всего научить студента видеть , воспринимать расстояние и понимать человеческий масштаб.

 

 


Студентов надо подготовить работать в бригадах — также и вместе со студентами смежных профессий, — чтобы обучить их работе друг с другом.

 

 


Занятия по истории искусства лучше начинать на третьем году обучения, нежели на первом, для того чтобы избежать неразберихи взглядов и подражательства.

 

 


В качестве преподавателей следует привлекать лишь тех людей, которые наделены достаточным практическим опытом как в проектировании, так и в реальном строительстве.

 

 


Истинная цель всякого образования — слишком часто забываемая — состоит в пробуждении энтузиазма к великим свершениям.

 

 

 


Нельзя больше смешивать творческое искусство и историю искусства. Задача художника — «творить новый порядок», историка — заново открывать и объяснять порядки прошлого

 

Легендарная программа обучения Баухауса объединяла ремесло с искусством на самой ранней стадии, выливалась в равноправное сотрудничество учеников в мастерской вместе с преподавателем, а заканчивалось строительным экспериментом на специальной площадке.

Длительностью полгода, в конце курса — перевод в учебные мастерские.Вместо истории искусств и теорий базой в Баухаусе стал курс экспериментальный: в первые полгода работы в школе ученик знакомился с понятиями пропорции, масштаба, ритма и света, тени и цвета. Это позволяло ему попробовать себя во всех областях сразу и пройти все стадии простейших упражнений с различными материалами и инструментами, чтобы каждый мог найти свое персональное призвание. Еще преподаватели Баухауса очень осторожно относились к достижениям техники и считали, что одна из задач преподавателя — уберечь художника от потрясений «механического века».

Длится три года. После работы в учебных мастерских художника принимали в ремесленные гильдии, а потом в команду Баухауса. Именно так и складывалось знаменитое дизайнерское комьюнити Берлина, где не было учеников и учителей, а роли регулярно менялись. Отдельно во время практического курса студентов обучали пропорции, оптическим иллюзиям и цвету.

Третья и самая серьезная фаза Баухауса. Практическое участие в строительстве (на реальной строительной площадке) и свободное творческое участие в строительном процессе (на экспериментальной площадке Баухауса) для тех, кто достиг самых лучших результатов в учебе.

 

    Несмотря на исключительно сложный период, в который Баухаусу и его идеям пришлось выживать, — отсутствие денег, вынужденный переезд и в конце концов закрытие — идеи этой школы, которая просуществовала всего четырнадцать лет, проникли во все сферы. Вместо того, чтобы погибнуть в чуждых условиях, баухаус открывал себя заново в новом контексте. И даже после закрытия школы баухаус в виде течения продолжал развиваться в работе отдельных его участников: Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ стали одними из самых важных и влиятельных архитекторов США того времени, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго «Новый Баухаус» (сейчас это часть Иллинойского технологического института), Ханнес Мейер поехал в СССР с группой студентов.

    В Италии 1940–1950-х годов идеи баухауса нашли свое отражение в архитектуре движения рационализма. В Америке зародился так называемый интернациональный стиль в архитектуре благодаря эмиграции многих преподавателей Баухауса. Швейцарская школа 1950-х годов копировала многие идеи баухауса в отношении типографики и коммуникативного дизайна — это влияние позже перенеслось в Америку. Именно в это время зародился шрифт Helvetica (1957 год, Макс Мидингер). Первые художники-постмодернисты называли советских конструктивистов, европейский авангард и баухаус среди своих самых сильных влияний. В настоящее время работы, сделанные почти век назад в немецкой школе Баухаус, продолжают вдохновлять современных художников.

     

    Futura Typeface

     


    Marc Berthier

     

    Bauhaus Dessau by Hort

     


    BauBike

     

    Six Architects by Roosterization

     


    Muller Van Severen

     

    Pprofessors

     


    Pass the Bauhaus

     

    Bauhaus Obama

     


    Немецкие почтовые марки

     

    Текст — Ася Баранова

    как будут выглядеть известные логотипы в стиле Баухаус / Все о дизайне / Pollskill

    a62d21dd97e.png

    Это смело. Это минималистично. Это функционально. Спустя сто лет дизайн Баухауса продолжает вдохновлять художников, графических дизайнеров и архитекторов по всему миру. Он пережил столетие конкурирующих стилей, пережил критику со стороны традиционалистов, и хотя нацисты закрыли учреждение в 1933 году, само движение Баухаус живет и по сей день. А в 2019 году исполняется 100 лет со дня зарождения этой уникальной дизайнерской революции. Чтобы отметить это событие, в сообществе графических дизайнеров 99designs нарисовали самые популярные логотипы мира в стиле Баухаус.

    Помимо того, что наши дизайнеры веселились, обучались и демонстрировали свое мастерство, они хорошо показали, что вечные принципы Баухауса работают спустя столько лет.
    5dfea0bd37e.png

    Что такое Баухаус?

    Шел 1919 год. Мир гудел от новейшего изобретения — электричества, которое изменило жизнь обычных людей. Благодаря электричеству и промышленной революции массовое производство быстро стало новой нормой.

    Художники были обеспокоены тем, что этот новый способ производства стал концом искусства, каким мы его знали, но небольшое сообщество в Веймаре, Германия, увидело ситуацию под другим углом.

    Вальтер Гропиус создал художественную школу, основываясь на принципе, что форма и функция должны работать вместе, а не по отдельности. Его школа стремилась объединить эстетику изобразительного искусства с практичностью современной промышленности — продукты должны так же хорошо выглядеть, как и функционировать. Вот слова самого основателя:

    Давайте создадим новую гильдию мастеров без классовых различий – они разрушат стену высокомерия между ремесленниками и художниками. Давайте вместе желать, разрабатывать и создавать здание будущего, которое будет заключать в одной форме всё: архитектуру, скульптуру и живопись, – и возвысится над миром в виде кристаллического символа новой, всевозрастающей веры. (1919)
    73ad1351aeb.jpg

    Другая центральная концепция Баухауса объединяет в одно множество различных искусств «все в одном», добиваясь того, что они называли « Gesamtkunstwerk», или «тотальное произведение искусства». Художники Баухауса учились всевозможным дисциплинам и комбинировали различные приемы. 

    Школа функционировала только 14 лет, пока ее не закрыла нацистская партия в Берлине 11 апреля 1933 года. Третий рейх, преследуя все либеральные явления, расколол общественное мнение о Баухаусе, называя их коммунистами, а их работу «космополитическим мусором». 

    И все же за короткое время движение изменило мир. Все знают какое влияние Баухаус оказал на архитектуру, но помимо этого он повлиял на все искусство и коммерческий дизайн в частности. Школа Баухаус сменила подход производителей к дизайну и эстетике продукта, в то же время добившись значительных перемен в графическом дизайне.

    3f6876ed5dd.png

    Знаменитые логотипы в стиле Баухаус

    Можно долго спорить о том, что входит в понятие Баухаус. Тем не менее, есть пять основных принципов школы:

    • форма следует за функцией
    • минимализм
    • революционная типографика
    • страсть к геометрии
    • основные цвета

    Дизайнеры сообщества 99designs использовали эти пять принципов, чтобы переосмыслить логотипы, которые мы все знаем и любим, отдавая дань движению Баухаус.

    1. Форма следует за функцией

    «Функция определяет форму» — этот принцип наиболее заметен в архитектуре и промышленном дизайне, в визуальном искусстве он также имеет глубокий эффект.

    5c6cb36c7f5.jpeg319ce1b5f6f.jpeg259bdebfc3d.png3eb3b5667f2.jpeg

    2. Минимализм

    Дизайнеры Баухауса рассматривали минимализм как инструмент повышения эффективности, но в визуальном искусстве этот принцип помогает добиться большей выразительности. Достаточно взглянуть на приведенные ниже логотипы, в которых
    для усиления впечатления используется меньше элементов.

    9a55a086d00.jpegd823a193773.jpegb9b6f126249.png1c599d6fd09.jpeg

    3. Революционная типографика

    В то время немецкая типографика была строго регламентирована. Тяжелые и декоративные шрифты были стандартом, существовала строгая система правил и запретов в оформлении текста, нарушая которые и внося новые приемы, дизайнеры Баухауса открыли новые возможности в типографике. 

    Например, дизайнеры одними из первых стали располагать шрифт по вертикали и диагонали, и оборачивать текст вокруг изображений. Сами буквы стали выглядеть креативнее, геометричнее и минималистичнее.

    6c1cbee6873.pngcd0bb35f524.png56a32bd142a.jpeg01d1747a3d5.jpeg

    4. Страсть к геометрии

    В дизайне Баухауса сразу после кубизма появилось увлечение геометрией. Художники выбирали простые формы, минималистичные композиции. Этот стиль привел к появлению новой эстетики, которую мы можем видеть в современных логотипах.

    bb007be4fb6.jpeg4fee62547c4.jpeg2c44197c524.jpegb3b4fe39e56.png

    5. Основные цвета

    Несмотря на то, что дизайн Баухауса был экспериментальным и открытым, он имел очень четкие правила относительно цвета. Их палитра: красный, синий и желтый, а также черный и белый. Но суть такого лимита, как может показаться, не в самом ограничении. Вместо этого художники школы задавались вопросом: «чего я могу достичь, используя только эти пять цветов?»

    47683ea8711.png48d3f3644e0.pngc148a9c1451.pngb831968fef9.png

    Наследие Баухаус-дизайна

    Мы видим влияние дизайна Баухауса каждый день. Мы идем мимо зданий, спроектированных архитекторами Баухауса, мы сидим в креслах в стиле Баухауса, мы поворачиваем дверные ручки в стиле Баухауса, даже не замечая этого. Его влияние на средства массовой информации огромно. В рекламных плакатах по-прежнему используются типографические тенденции Баухауса, также как и современные сайты
    охватила недавняя волна минимализма.

    В этом году мы с почтением оглядываемся на 100 лет назад, и ожидаем влияние Баухауса на дизайн еще в течение, как минимум, 100 лет..

    Поблагодарить автора:

    Отправить деньги

    Less is more: культовые предметы школы Баухауз

    В 2019 исполняется 100 лет с момента основания Баухауза. В этой статье мы покажем предметы, спроектированные как в период 20-30 годов XX века непосредственно в стенах Баухауза, так и созданные позднее последователями и приверженцами его идеологии.

    Баухауз Здание школы Баухауз

    Один из принципов Баухауза стирает разницу между художниками и ремесленниками. Любой художник должен знать прикладные техники, уметь работать руками, а значит, понимать структуру и назначение создаваемых объектов. Именно функциональность легла в основу всех предметов и архитектурных сооружений, создаваемых учениками и мастерами Баухауза.

    Стекло, фанера, пластик и сталь — основные материалы, которые использовали художники. Функциональная, удобная, красивая мебель должна была быть недорогой, а значит — доступной для массового производства.

    Кресло «Василий» Марселя Брейера

    Годы создания: 1925 — 1926

    Материалы: хромированные трубки, холщовые (позднее кожаные) ремни

    Знаменитое кресло Марселя Брейера, сделанное из гнутых металлических трубок, — неоспоримый пример функционального дизайна. Создавая Model B3 Chair (так изначально называлось кресло), Брейер вдохновлялся строением руля велосипеда Adler. Кресло было переименовано в честь Василия Кандинского в 60-х годах итальянским производителем Gavin. С 1968 года права на его производство принадлежат компании Knoll.

    Работы Вильгельма Вагенфельда

    Годы создания: 1925 — 1956

    Материалы: никелированный металл и стекло, стекло, cromargan (нержавеющая сталь) и другие

    Вагенфельд работал более 50 лет, создал десятки моделей ваз, мисок, сервизов и разнообразных столовых приборов. Он считал, что все нужное должно быть красивым, функциональность предметов должна подкрепляться эстетической составляющей. В стенах Баухауза Вагенфельд по заданию Ласло Мохой-Надя создал светильник WG 24, известный также как Bauhaus lamp.

    Чайный сервиз и светильники Марианны Брандт

    Дата создания: 1924 — 1928 

    Материалы: серебро, латунь, черное дерево  

    Брандт создала свои самые знаменитые работы в период с 1924 по 1928 год, будучи сначала студентом, а позднее и работником мастерских Баухауза. Марианна придала чайному сервизу простую геометрическую форму без какого-либо орнамента. В работе она придерживалась принципа модернизма начала 20-века — «Форма следует за функцией».

    «Набор из четырех столиков» Йозефа Альберса

    Годы создания: 1926 — 1927

    Материал: дуб, покрытый акриловым лаком

    Белый, желтый, красный и голубой столики Йозефа можно сложить, как матрешку. Альберс использовал сочетание простой геометрической формы (куба) и однотонных цветов. Эти же цвета использовал Питер Келер, когда вдохновленный творчеством Василия Кандинского создавал детскую люльку в 1923 году. 

    Шахматы Джозефа Хартвига

    Год создания: 1923—1924

    Материал: разные виды древесины

    Форма каждой фигуры шахмат Хартвига показывает ее уникальное возможное движение. Ферзь может ходить как угодно, поэтому его форма — сфера. Слон имеет Х-образную форму, ладья — форму куба. Глядя на эти фигуры, можно вспомнить базовые правила игры, даже не открывая шахматы годами. Именно такую задачу и ставил перед собой Харвиг. Дизайнер разработал не только фигуры, но и саму доску, стол с двумя стульями и даже шахматную комнату.

    Кресла и кушетки Людвига Мис ван дер Роэ

    Годы создания:  1929—1930

    Материалы: нержавеющая сталь, кожа

    Мы уже рассказывали биографию выдающегося модерниста 20-го века, последнего директора Баухауза Людвига Мис ван дер Роэ. Его кресла значительно отличаются от объектов, представленных в этой статье. Ведь эту модель Мис не стремился делать «доступной для всех», а ориентировался на людей высшего общества. Тем не менее в ней явно прослеживается влияние концепции «Меньше — значит больше» (Less is more), которой строго следовал художник. Официальные права на кресла также принадлежат компании Knoll.

    «Красно-синий стул» и стул «Зиг-заг» Геррита Ритвельда

    Год создания: 1918, 1934

    Материал: дерево

    Геррит Ритвельд был участником художественной группы «Стиль» («De Stijl»). Согласно эстетической программе группы, художественное произведение должно иметь строго утилитарный характер и четко соответствовать своему предназначению. Основные элементы живописи: прямой угол и три цвета, красный, жёлтый и синий (дополнительные — черный и белый). Именно их использовал дизайнер при создании своих работ.

    Мебель Чарльза и Рэй Имзов

    Годы создания: 1946-1950 гг

    Материалы: формованная фанера, стекловолокно или пластик

    Чарльз Имз учился в Кренбрукской академии искусств, где одним из приглашенных профессоров был Вальтер Гропиус. Именно в академии Чарльз встретил Рэй, свою будущую жену и партнершу. Дизайнеры много работали с фанерой, стремясь превратить ее в материал, способный принимать любые формы. В 1946 году первые стулья из формованной фанеры были представлены на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

    Ghost chair Филиппа Старка

    Год создания: 2002

    Материал: прозрачный или цветной поликарбонат  

    Стул Старка — классический объект постмодернизма. Французский дизайнер взял за основу кресло короля Людовика (Louis Ghost Chair) — мягкий стул с прямоугольной или круглой обитой спинкой. Производством стула занимается компания Kartell.   

    В моде минимализм и рациональное потребление, хочется окружать себя действительно нужными, а значит функциональными, но эстетически красивыми вещами. Представители Баухауза почти сто лет назад заложили принципы функционального дизайна, которые актуальны до сих пор. Мы даже не замечаем, что живем в домах, разработанными студентами Баухауза, и покупаем мебель, созданную по их проектам. 


    Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomag, Instagram

    Без цензуры, но с модерацией — LiveJournal

    В 1919 году Вальтер Гропиус был назначен главной двух художественных школ в Веймаре — Школы искусств и ремесел и Института изящных искусств — и объединил их в одну. Слово «БАУХАУЗ» придумал сам Гропиус, оно символизировало построение храма искусств, в котором есть место всем ремеслам и искусствам при ведущей роли архитектуры.

    Принципиальную схему обучения изобразил сам Гропиус. Она представляла собой концентрические кольца, каждое из которых обозначало свой курс, начиналось обучение с наружного кольца (пропедевтический курс) и постепенно приходило к центру (проектирование).

    Выглядело это примерно так:

    Вальтер Гропиус:

    Знаменитая печать БАУХАУЗ, созданная Оскаром Шлеммером в 1922 году, представляет собой стилизованный профиль человека. Квадрат — глаз, а три вертикальных прямоугольника, расположенные друг под другом со смещение, — нос, губы и подбородок. Не случайно эта печать напоминает характерную графику голландской группы «Де Стиль».

    Печать «Баухауз»:

    Графика «Де Стиль»:

    Прямые контакты с этой группой начались еще в декабре 1920 года, когда в Веймар приехал Тео ван Дусбург. С 1922 года (в течение года) раз в неделю он читал лекции в Баухаузе. Его курс состоял из теоретической и практической частей. Первая часть включала в себя объяснение принципов дизайна группы «Де Стиль», а во второй рассматривались особенности создания единого произведения на основе принципов, присущих всем видам пластических искусств.

    На многих студентов и преподавателей примеры произведений членов группы «Де Стиль», показанные ван Дусбургом (особенно мебель Геррита Ритвельда) произвели сильное впечатление.

    Мебель Ритвельда:

    Знаменитый красно-синий стул, 1918 год:

    Журнальный столик, 1920-е годы:

    Стул «Зигзаг», 1934 год:

    Тачанка:

    Дом Трус Шрёдер (сотрудница группы «Де Стиль»), построенный по проекту Геррита Ритвельда в его родном городе Утрехте в 1924 году и ныне являющийся музеем группы «Де Стиль». Жилое пространство этого дома могло трансформироваться при помощи сдвижных стен:

    Снаружи:

    И внутри:

    Принципы неопластицизма, геометрическая абстракция, ограниченный набор цветов, прямоугольные бруски, ровные поверхости, локальный цвет, нарочитая угловатость и колючесть — все это стало доминировать в работах студентов Баухауза.

    Один из самых известных проектов веймарского периода — настольная лампа со стеклянным полусферическим абажуром и металлической ножкой Карла Юккера и Вильгельма Вагенфельда. Когда этот светильник демонстрировался на Лейпцигской промышленной ярмарке 1924 года, представители торговли и промышленности высмеивали примитивность его форм. И хотя лампа выглядела как дешевая фабричная вещь, на деле она была дорогим продуктом ремесленного производства, так как студентам приходилось выполнять вещи, ориентированные на массовое производство, в ручную. В этом противоречии и была суть взлетов и неудач школы до середины 1920-х годов. Уже позже, в 1982 году, этот светильник получил государственный приз «Gute Form» («хорошая форма»).

    Петер Келер (Peter Keler) — Колыбель, 1922:

    Марсель Бройер — Журнальный столик, 1921 год:

    Вальтер Гропиус — Кабинет директора «Баухауза» в Веймаре, 1923 год:

    Смена ориентиров произошла в середине 1920-х годов.
    От уклона в сторону ремесла школа поворачивается к индустриальному производству. Все формы приобретают подчеркнутую технологичную форму, делается акцент на геометрии в формообразовании, все вещи проектируются максимально рационально.

    Новый виток в развитии школы связан и с ее переездом из Веймара в Дессау. В жизни школы начинается второй этап. С этого момента архитектура играет главную роль в концепции школы, в 1927 году открывается отделение архитектуры. Дессау распологался в центре процветающего промышленного района: авиазаводы Юнкерса, мебельное производство, массовое жилищное строительство.

    Новое здание школы было выстроено в 1925 году по проекту Вальтера Гропиуса:

    Пара интересных фото-фактов, которые встречаются довольно редко:

    1. В этом здании находилась школа «Баухауз» во время строительства нового здания в Дессау (1924-1925 годы):

    2. А так выглядело здание после войны, потом его разумеется отреставрировали:

    Преподаватели, так же как и студенты, жили на территории школы. Студенты в общежитие, а преподаватели в отдельных коттеджах. Внутреннее оборудование, мебель для школы, коттеджей и общежития проектировали и изготавливали сами преподаватели и студенты.

    Дома мастеров «Баухауза»:

    Студенческая мебель (правда более позднего периода):

    И мебель работы мастеров «Баухауза»:

    Людвиг Мис ван дер Рое (Ludwig Mies van der Rohe) — кресло Барселона, 1929 год:

    Стул «Бруно», 1930 год:

    Марсель Бройер (Marcel Breuer) — набор столиков, 1925-1926 год:

    Кресло «Василий» (Названное в честь одного из преподавателей Василия Кандинского) 1925-1926 год:

    Здесь в Дессау, Гропиус получил возможность построить целый жилой район для рабочих на основе новых принципов индустриализации строительства и рационализации планировки.

    Район «Тортен»:

    Металл лидировал в студенческих проектах, в середине 20-х годов он начинает вытеснять традиционное дерево.

    Металл был одинаково выразителен в сочетании с тем же деревом, кожей и другими материалами. В 1927 году «Баухауз» издает первый каталог стандартизированной мебели, выпускаемой в его мастерских. Появляется мебель нового типа, трансформируемая, складная. Например складные стулья с металлическим каркасом, столы убирающиеся один в другой,

    Школа Баухауз в городах Веймар и Дессау

    Памятники архитектурной школы Баухауз в городах Веймар и Дессау считаются «иконами» стиля, с которых началось развитие архитектуры и дизайна XX века. Стиль, основы которого были заложены в стенах школы Баухауз, уверенно дожил до нашей дней и обрел вторую молодость в современном практичном мире.


    Школа Баухауз

    На страницах данного ресурса мы уже обсуждали особенности архитектурной школы Баухауз, основанной Вальтером Гропиусом на частном примере Фабрики Фагус. Хотя она была построена еще до изобретения нового стиля, его элементы там уже проявлялись самым ярким образом.

    Внимательный читатель помнит, что архитектор Гропиус в начале XX века перевернул представление человечества об архитектуре и строительстве, «выведя из пробирки» новый вид зданий, в основу которого вошли прагматичность, рациональность, минимализм и взаимозаменяемость. Его творческие замыслы нашли отклик в обществе и были признаны логичными и обоснованными. В 1996 году 5 комплексов, выполненных в стиле Баухауз вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как дань памяти Вальтеру Гропиусу и его проектам, существенно повлиявшим на дальнейшее развитие в области строительства.

    Всем любознательным поведаем о том, кто основал школу Баухауз. Случилось это в 1919 году в городе Веймар. Архитектором Анри ван де Вельде организовывается школа, на должность руководителя которой «выписывается» из Берлина Вальтер Гропиус. Он, в свою очередь, приглашает художников авангардистов, вместе с которыми и принимается развивать свои новаторские идеи.

    Само здание школы, выстроенное в этом стиле, является первым из пяти памятников Баухауза. Мы можем наблюдать огромное количество окон. Ученье – свет! И за электричество не нужно платить, днем и так светло.

    Здание школы Баухауз в ВеймареЗдание школы Баухауз в Веймаре

    Простота форм и линий с одной стороны лишает здание какой-либо индивидуальности, а с другой – это и есть его индивидуальность.


    Баухауз в Веймаре

    Помимо самого здания школы в охранный список ЮНЕСКО вошли еще пару зданий в Веймаре.

    Рядом со школой Баухауз находится «Дом-подкова», построенный по проекту Анри ван де Вельде

    Дом-подкова Анри ван де Вельде в ВеймареДом-подкова Анри ван де Вельде в Веймаре

    Вдалеке от центра города скромненько стоит следующее здание — дом Хаус-ам-Хорн.

    Дом Хаус-ам-Хорн в ВеймареДом Хаус-ам-Хорн в Веймаре

    Со стороны выглядит не впечатляюще, но считается, что при его строительстве были впервые реализованы многие задумки, которые потом встречались повсеместно. Наверное, это так и есть. Нужно подойти и заглянуть внутрь, чтобы уточнить. В любом случае, товарищи из ЮНЕСКО скорее всего подходили и заглядывали, прежде чем присуждать этому дому статус памятника, находящегося под строгим надзором государства.


    Баухауз в Дессау

    После того как в Веймаре прекратилось финансирование школы, всем причастным и сочувствующим пришлось собрать свои скромные пожитки и передислоцироваться в город Дессау.

    Там в чистом поле по проекту Гропиуса было отстроено новое здание школы – еще более продуманное и рациональное. Хотя казалось бы, куда уж более.

    Проект здания школы Баухауз в ДессауПроект здания школы Баухауз в Дессау

    Совсем недалеко от парка Дессау-Вёрлиц вдоль дороги были выстроены так называемые дома мастеров. То бишь людей, кто преподавал в школе. При обсуждении переезда школы из Веймара, строительство жилья для команды единомышленников было одним из условий Гропиуса. Логично в общем-то, надо же им где-то жить. Попрактиковаться на себе и увидеть плюсы и минусы своих конструкций никогда не помешает.

    Один из домов мастеров в ДессауОдин из домов мастеров в Дессау


    Закрытие Баухауз

    В 1933 году распоясавшиеся нацисты посчитали школу Баухауз пристанищем «коммуняк» и социалистов, в чем они были фактически правы, так как основная масса мастеров действительно проповедовали крайне левые взгляды. Недолго думая, лавочку прикрыли, а многие из них поскорее сменили страну. Гропиус, например, перебрался в США и не позволил своему таланту пропасть, а кошельку оскудеть.

    Школа Баухауз просуществовала всего 14 лет, но за это время было сделано многое. Правда в начале века люди еще не были готовы отказаться от так полюбившегося им своей вычурностью стиля модерн. Упрощение и удешевление продукции хорошо восприняли лишь самые бедные слои населения. Элита же занималась своим излюбленным занятием – вертела нос во все стороны.

    Особую популярность стиль Баухауз приобрел в СССР, что не особо радует эстетов и эстетствующих, ибо было понастроено столько всего примитивного и унылого, что мы до сих пор в этом живем. Хотя, это конечно лучше, чем деревянные халупы, уверенно существовавшие на Руси вплоть до времен товарища Хрущева.


    Баухауз и ИКЕА

    Многие специалисты в среде дизайна отмечают основные принципы ИКЕИ очень схожими с принципами школы Баухауз – та же простота, дешевизна и элегантность. Некоторые фирменные товары шведского бренда фактически слизаны с произведений Баухауза начала XX века. Как говорится, найдите 10 отличий.

    Стул ИКЕА & БаухаузСтул ИКЕА & Баухауз

    С тремя ножками – оригинал, а с 4 икеевская усовершенственная модель. Как оказалось, с 4 ножками производить дешевле из-за более простого техпроцесса.

    Памятники архитектуры в городах Веймар и Дессау являются яркими примерами школы Баухауз. Поистине, в истории все циклично, и сейчас Баухауз как никогда актуален. Или вы давно не были в ИКЕА?

    Комплекс Баухауза В Дессау | История архитектуры

    Баухауз (Дом строительства) — Высшая школа строительства и конструирования, которая работала в Германии с 1919 по 1933 г.г. На базе школы возникло творческое объединение и впоследствии архитектурный стиль.

    В двадцатом веке произошли коренные изменения во внешнем облике архитектурных сооружений. Реалии диктовали свой стиль, ставивший под сомнение употребление классических ордеров, лишние декорации. Произошел перелом традиций, складывавшихся веками. Первоначально новый архитектурный стиль казался чересчур примитивным. Однако вскоре общество привыкло и смогло принять наготу, компактность и ясные очертания зданий, ставшие основными признаками и формами.

    Одним из первых таких зданий является Баухауз. Здание, выстроенное в стиле «функционализм». Применим к проекту Баухауза стиль определения как «утилитарный», «комфортный», значит «красивый». Однако на самом деле красота здания в функциональном стиле обусловлена наличием безупречного вкуса и чувства прекрасного у его создателя. Благодаря своей уникальности на тот момент здание является одной из символических построек ушедшего столетия. Баухауз включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Комплекс Баухауза, общежитие справа.

    В период между двумя войнами в немецкой архитектуре выделилось большое количество направлений искусства. Тогда еще довольно молодой немецкий Вальтер Гропиус провел реорганизацию мастерских, которые затем получили название Баухауз. Первоначально в качестве преподавателей были приглашены молодые авангардисты. Курсы были посвящены дизайну и искусству. Основной задачей школы было проведение параллели между промышленным дизайном, искусством и функциональностью. Дессау отлично подходил для строительства Баухауза. Этот небольшой городок был застроен в традиционной манере и в начале века был значимым центром промышленности. Гропиусом было выбрано органичное сочетание эстетики, функциональности и производительности. В школе планировалось изучение всех процессов от проекта до постройки. Поэтому в Баухаузе было предусмотрено наличие самых разных помещений от мастерских до собственного театра. Все составные части связывались по вертикали на четырех уровнях. Все помещения должны были быть связаны в одну ассиметричную динамичную композицию, равновесие которой обеспечивали горизонтальный и вертикальный элементы. Первым являлся протяженный переход-мост.

    Вторым – башня общежития для студентов. Не смотря на то, что один блок помещений функционально отличался от другого, Баухауз являет собой баланс форм и пропорций. Еще одним важным правилом являлось то, что в Баухаузе можно было бы удобно сориентироваться обычному посетителю. Кроме всего прочего интересен баланс закрытых приватных зон и прозрачных конструкций общественных помещений и мастерских. Новшеством стала и плоская кровля, которую применяли в качестве террасы и как место для коммуникаций. Таким образом, Баухауз выглядел ультрасовременно, отличался большими по площади застекленными поверхностями, четкими линиями, отсутствием декора на стенах.

    Фасад общежития

    Отдельно Гропиус спроектировал дома для преподавателей.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о