Стиль баухауз – 1919—2019. Как школа дизайна Баухаус навсегда изменила бизнес (и интерьер вашей квартиры)

Содержание

10 знаковых предметов Bauhaus • Интерьер+Дизайн

Wassily, Марсель Бройер Кресло Wassily, также известное как стул модели B3, было спроектировано венгерским дизайнером и архитектором Марселем Бройером в период между 1925-1926 годами. Бройер был вдохновлен велосипедным каркасом из трубчатой стали и решил использовать гнутые трубки для изготовления мебели. Название Wassily появилось в честь русского художника Василия Кандинского — друга Бройера и его коллеги.

Детская колыбель, Питер Келер Немецкий архитектор Питер Келер разработал модель детской колыбели для первой выставки Баухауса в Haus am Horn в Веймаре в 1923 году. Вдохновением для Келера стала вышедшая в 1911 году книга Кандинского о теории цвета, где изложен его взгляд на цвет и воздействие цвета на людей.

Шахматный набор, Йозеф Хартвиг Художник Йозеф Хартвиг ​​разработал набор из 32 фигур в 1923–1924 гг. Используя геометрические формы, автор упростил фигуры, оставив только элементы, необходимые для их прямой функции. Он уничтожил все религиозные и монархические символы, которые обычно использовались в шахматах, чтобы сделать игру ближе к современности.

Стул Brno, Людвиг Мис ван дер Роэ Разработанный архитектором Людвигом Мис ван дер Роэ в 1929–1930, Brno также иллюстрирует принцип Баухауса — упрощение объекта до его основных элементов. Конструкция основана на идее о том, что стулу не нужны четыре ножки, когда можно использовать один S-образный стержень для поддержания сиденья.

Чайник Tea infuser, Марианна Брандт В 1924 году немецкая художница Марианна Брандт взяла дизайн обычного чайника и лишила его любого орнамента. Размер заварочного чайника всего 7 сантиметров. Благодаря ему можно готовить чай любой желаемой крепости.

Гардероб на роликах, Йозеф Поль Этот простой фанерный гардероб создан чешским дизайнером Йозефом Полем в 1929 году. Он стал известен благодаря своим мобильности и компактности — шкаф легко перемещать с помощью роликов. Он был спроектирован так, чтобы позволить людям легко хранить вещи в небольших пространствах и экономить на покупке мебели для съемной квартиры.

Кресло Barcelona, Людвиг Мис ван дер Роэ Разработанное в 1929 году для Международной выставки в Барселоне, кресло Barcelona имеет две тонкие прямоугольные подушки на стальном каркасе. Первоначально рама соединялась болтами, но позже ее начали делать из нержавеющей стали, что позволило создать единую бесшовную конструкцию.

Светильник MT8, Уильям Вагенфельд и Карл Якоб Юкер Эта настольная лампа, спроектированная Уильямом Вагенфельдом и Карлом Якобом Юкером, стала известна как лампа Баухауса, воплощающая его ключевой принцип — форма следует за функцией. Светильник имеет простую геометрическую форму, при этом максимально экономичный с точки зрения материалов и времени изготовления. 

Дверная ручка, Вальтер Гропиус Модель от основателя Баухауса Вальтера Гропиуса была впервые введена в массовое производство в 1923 году. Изготовленная из никелированной латуни, дверная ручка промышленного типа состоит из цилиндрического захвата и квадратного стержня. Согласно компании-производителю Izé, ручка стала самым коммерчески успешным продуктом, который выходил из Баухаус.

Столы Nesting, Йозеф Альберс Немецкий художник Йозеф Альберс разработал этот набор, выступая в качестве художественного руководителя мебельной мастерской в ​​Баухаусе с 1926 по 1927 год. Каждый стол сделан из твердого дуба и лакированного акрилового стекла. Известный своими красочными геометрическими произведениями, Альберс применил один и тот же стиль к столам, придавая каждому особый цвет.

Архитектура Баухауза

В 20 — е годы XX столетия был основан Баухауз, ставший впоследствии центром обучения и художественного воспитания европейской молодежи. Для создания Баухауза в  1919 году были объединены две веймарские художественные школы, которые на тот момент находились под руководством Анри ван де Вельде.

 

Анри ван де Вельде ( 1863 — 1957 годы жизни) -бельгийский художник и архитектор, один из основателей стиля ар — нуво.

 

Первым директором Баухауза стал Вальтер Гропиус. Им же были написаны первые учебные программы. В 1923 году В. Гропиус выдвинул идею объединения творческих сил для достижения единства архитектуры.

 

Вальтер Адольф Георг Гропиус ( 1883 — 1969 годы жизни) — известный немецкий архитектор

 

По мнению Гропиуса, Баухауз должен способствовать созданию коллективных произведений, в которых строительное и декоративное искусство соединялись бы в единое целое.

На подобных принципах была построена и структура школы, и вся педагогическая система учебного заведения. Даже подбор педагогических кадров был основан на системе единства изобразительного искусства, прикладного творчества и архитектуры с ее сложными техническими особенностями.

С 1919 года, буквально сразу же после основания школы, в Баухаузе был собран сильный коллектив талантливых педагогов, в который входили следующие представители искусства того периода. Художники:

  • И. Иттен
  • В. Кандинский
  • П. Клее
  • Л. Моголь — Надь
  • О. Шлеммер

и архитекторы:

  • М. Брейер
  • Ханнес Майер
  • Людвиг Мис ван дер Роэ
  • М. Штам

Однако после шести лет успешной просветительской деятельности власти Веймара изгнали Баухауз из города, и В. Гропиус занялся строительством нового школьного комплекса в Дессау. За год ( с 1925 по 1926) были построены школьные корпуса и жилые дома, которые стали ярким образцом европейской функциональной архитектуры.

 

Здание школы Баухауз в Дессау.

 

В 1927 году Гропиус предложил проект сборного жилого дома, рассчитанного на проживание одной семьи. Этот дом быстро монтировался из стандартных объемных металлических блоков, поэтому на строительство уходило минимум времени.

Х. Майер

Впоследствии, когда В. Гропиус покинул Баухауз, его место занял архитектор Ханнес Майер, руководивший отделением архитектуры с 127 года. В этот период в деятельности школы произошли существенные изменения. Так, Х. Майер сделал основной упор на социальное назначение архитектуры. Он считал, что постройки должны быть максимально практичными и функциональными, и призваны служить нуждам жителей.

Последним директором школы был Людвиг Мис ван дер Роэ. А в 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, и школа Баухауз навсегда прекратила свою деятельность.

 

Людвиг Мис ван дер Роэ ( 1886 — 1969 годы жизни) — немецкий архитектор — модернист, представитель интернационального стиля

 

Здания в стиле Bauhaus чаще всего характеризуются геометрической четкостью линий и имеют подчеркнуто кубическую форму.

Музей Баухауз в Тель — Авиве ( Израиль)

 

Однако иногда встречаются постройки с закругленными углами и балконами, которые имеют гладкие фасады и открытую планировку.

 

Закругленные углы и балконы зданий

 

Со временем стилистика архитектуры Баухауза удостоилась признания во всем мире и распространилась во многих странах. В 50 — е годы XX столетия швейцарский архитектор М. Билл основал в городе Ульме Высшую школу формообразования. Идейная направленность учебного заведения повторяла идеи школы В. Гропиуса. Кроме этого существовали школы в Галле и Веймаре, которые также продолжали традиции Баухауза.

 

Здания подчеркнуто кубической формы можно встретить во многих странах

 

Особенности стиля Баухауз

Среди самых важных и характерных особенностей стилистики Баухауз можно выделить следующие:

  • Функциональность — все внимание архитекторов было сосредоточено на практическом назначении здания.
  • Минимум декора — экстерьер построек был практически лишен декоративных элементов и орнаментального оформления.
  • Асимметрия — зачастую использовался прием асимметричного размещения частей здания.
  • Симметрия — повторяющиеся симметричные элементы также являются узнаваемым элементом стиля Баухауз.
  • Заполнение пространства — вся площадь помещений используется по максимуму, поэтому практически нет свободного или пустого пространства.

 

Асимметричные части здания в стиле Баухауз

 

Стиль баухауз в интерьере | Legko.com

Баухауз учит экономить на ненужных вещах, отдавая предпочтение комфорту.

Общие сведения о стиле

d3301dccd827d2ab90ae6306d81fd9e6.jpg

Баухауз возник в начале XX века в Германии. Его основоположник — юный талантливый архитектор Вальтер Гропиус. Новое направление произвёло настоящую революцию: благодаря ему дизайн перестал быть элитарным понятием и стал работать на потребности общества.

Главные принципы:

  • Урбанистичность. Стиль рассчитан на темпы городской жизни
  • Технологичность — все предметы интерьера просты в производстве и ремонте
  • Эргономичность. Удобство в использовании, пожалуй, главный принцип при выборе мебели в стиле баухауз
  • Доступность. Каждый может позволить себе этот стиль
  • В 1933 году Гитлер запретил продвижение концепции Баухауза в Германии, но к тому времени стиль уже набирал популярность в мире. Современные офисы —  яркое тому доказательство

Каноны стиля

f3aeeb2a874229b2b4ff0278fb02940e.jpg

Баухауз стремится к практичности, современности и функциональности. Минимальное количество вещей, встроенная мебель, которая освободит пространство, простые формы — отличительные черты стиля. Идея баухауза в конвейерном производстве мебели, красота которой заключается в лаконичности и удобстве. 

Материалы  

11de864cf5041366a4a847993d30a36a.jpg

Дома в стиле баухауз легко узнать: стеклянные поверхности, пластик и металлические хромированные элементы. Эти материалы сочетаются с деревом, кожей и плотными натуральными тканями. 

Цветовые решения 

b716c5658047425d3027bca924dd8446.jpg

Баухауз — это светлые нейтральные оттенки: белый и серый — которые разбавляются элементами теплых цветов или черными деталями интерьера.  В небольших количествах допускаются яркие цветовые акценты: красный, синий, жёлтый, зелёный.  

Требования к освещению 

4d4bd9f9caebe46eb362e5db8268e05a.jpg

Даже небольшая квартира, оформленная в стиле баухауз, выглядит просторной благодаря обильному освещению. Холодный яркий свет, светлые стены и стеклянные двери призваны визуально расширить пространство. 

Подходящие предметы мебели 

ba6d13bd19f8f3b4b3dc0823ae072450.jpg450c106bb171aee16691fce4b3cfb3ab.jpg

Мебель в интерьере простая и функциональная. Стиль баухауз побудил к созданию модульной мебели: стулья, которые легко складываются и занимают мало места, складные столы, меняющие форму, модульные диваны, положение и форма которых изменяется в зависимости от потребностей, шкафы-купе. 

Дизайн отличается простыми геометрическими формами, хромированными металлическими ножками, горизонтальными плоскостями. У стульев и кресел в стиле баухауз отсутствуют подлокотники и другие элементы, визуально утяжеляющие мебель. 

Элементы декора 

fb96f089a75a3edc1ba6810bf05e3ab4.jpg

Красота в простоте: баухауз кардинально изменил подход к декорированию помещений. Стиль призывает находить красоту в простых формах, геометрических линиях, металлических рамах. Круг, квадрат и прямоугольник — лучшие помощники в декоре. 

Дизайнерские решения в стиле баухауз подойдут любителям элегантной простоты. Если вы мечтаете об удобной, стильной и свободной от лишних вещей квартире — это то, что вам нужно. Баухауз учит экономить на ненужных вещах, отдавая предпочтение комфорту.

Стиль баухаус в интерьере: история немецкой практичности

 Немецкая практичность: стиль баухаус в интерьере

Баухаус возник сто лет назад, совершив революцию в мире дизайна. Новые формы, новые материалы, а главное – новые идеи вдохновляли художников, скульпторов и архитекторов преображать окружающую действительность через искусство и промышленность. Лик баухауса – космически строгое лицо нового времени. Будущее, ставшее настоящим. Узнаем, как сформировался этот многогранный и глубоко философский стиль и найдется ли его элементам место в современном интерьере.

Историческая справка

История стиля баухаус начинается в 1919 г. в Веймаре. Это была школа строительства и конструирования, и первым директором её стал  Вальтер Гропиус. Именно ему принадлежат слова, ставшие идеологической основой стиля: «художник – есть высшая степень ремесленника». 

article

Современный дизайн 1-комнатной квартиры 30-40 кв.м

Планировки однокомнатных квартир, которые возводят застройщики сегодня, позволяют эффективно использовать каждый «квадрат». Однако с помощью современных методов зонирования и перепланировки облагородить можно помещения и более ранней постройки. Какой он – современный дизайн 1-комнатной квартиры 30–40 кв. м?

Преподаватели, приглашенные Гропиусом, были настоящими «звездами»: искусству витража обучал Пауль Клее, Лионель Фейнингер вел класс обрезной гравюры по дереву, скульптор Герхард Макс – класс керамики, а Лотар Шрейнер преподавал сценографику. 

Пониманию цвета и композиции студенты учились у ведущих архитекторов и художников-авангардистов, таких как Василий Кандинский, Иоганнес Иттен, Мохой-Надь.

Безымянный1.png

Вальтер Гропиус, первый директор

Школа стала своеобразным котлом творчества, экспериментальной лабораторией, в которой ремесло превращалось в высокое искусство.

Функциональность, простота в производстве, геометрическая эстетика – стиль баухаус узнаваем в любой работе, будь то чайник, мебельный гарнитур или архитектурный комплекс.
 Безымянный2.png

Преподавательский состав

Пережив пик творчества в Дессау, сменив несколько директоров, в 1933-м году под давлением антимодернистского нацистского режима Баухаус закрыл свои двери. 

Первый и последний директора, Гропиус и Мис эмигрировали в Америку, где серьезно повлияли на урбанистический облик городов-гигантов Чикаго и Нью-Йорка, кто-то осел в Израиле («Белый город», отстроенный в стиле баухаус – под защитой Юнеско). 

После окончания войны носители идей баухауса рассеялись по Европе и Германии, во всех областях промышленности, продолжая создавать минималистичные шедевры.

Почерк Bauhaus

Механическая, космическая холодность становится символом стиля. Баухаус демонстрирует открытые металлические каркасы в мебели, решетки панорамных окон, резкие линии в коллекциях фарфоровой и металлической кухонной утвари.

Как узнать баухаус? Если кресло похоже на робота, это баухаус.

Основные формы, основные цвета


Баухаус вдохновляется палитрой Кандинского и Мондриана, а значит, в дизайне использует три базовых цвета (плюс черный и белый). Строгие, четкие линии здесь в почете.

Безымянный4.png

Космические решетки Мондриана

Голландский художник Пит Мондриан был основателем группы De Stijil («Стиль») и проповедовал выражение красоты в первичных, обобщенных формах, таких как геометрические линии и основные цвета. Вместе с Кандинским и Малевичем он положил начало абстрактному искусству. 

Каждый третий дизайн баухаус несет на себе печать этого видения: разновеликие ячейки, закрашенные и пустые, красно-сине-желтая палитра.

Безымянный5.png

Материалы 

Материалы должны отражать истинную природу предметов и зданий, так что дизайнеры не скрывают конструкции объекта или здания, ради эстетики, сталь занимает почетное место, балки и металлические детали выступают как неотъемлемая часть дизайна. Орнамент и чисто декоративные детали чаще всего в проектах не встречаются. Стиль баухаус отрицает нарочитое украшательство. 

Знаковые изобретения

Безымянный7.png

Cantilever chair (Cesca)

Консольное кресло с сиденьем, будто бы зависшем в воздухе, изобрел в 1928 году Марсель Бреер. Для каркаса он использовал стальные трубки и подарил изобретению уменьшительное имя приемной дочери – «Ческа».

Безымянный6.png

Кресло Wassily (Model B3)

Создано Бройером в 1925-1926 гг., когда он возглавлял мастерскую по изготовлению шкафов в Баухаусе (период Дессау).

Безымянный11111.png

Bauhaus Cradle

Вдохновляясь работами Василия Кандинского, Петер Келер, студент школы Баухаус, создает абстракционистскую колыбель.

Безымянный8.png

Легендарное кресло Grand Confort (оно же «LC2»)

Великолепие матовой черной кожи и каркас из холодной стали принадлежит фантазии Ле Корбюзье. Вы могли видеть это кресло в сериале «Шерлок», именно на нем обычно сидит главный герой. 

Безымянный10.png

Изделия Марианны Брандт

Талант Марианны Брандт проявился в полной мере сразу в некоторых сферах. Она воплощала в своем творчестве целевые принципы баухауса, сочетая ремесло  с высоким художественным вкусом. Марианна делала фотоколлажи, рисовала и была первой женщиной, работавшей по металлу. 

Дизайн футуристических сервизов Брандт отражается в современных изделиях, ее почерк угадывается в острых носиках чайников, треугольниках подставок для салфеток, черных кубиках электронных часов.

Безымянный9.png

Красно-синий стул Ритвельда

Rood-blauwe stoel — голландский дизайнер Геррит Ритвельд спроектировал в 1918 году. Ритвельд входил в ту же группу художников, что и Мондриан – «Стиль», отсюда – металлическая решетка-каркас и знакомые по дизайнам Мондриана цвета. 

Оригинальный красно-синий стул приютил Музей современного искусства в Нью-Йорке.

Баухаус у вас дома

Баухаус дома – это легко. Ориентируйтесь на минимализм, четкие, строгие линии. В интерьер впишутся лаконичные диваны в скандинавском стиле, торшеры на длинных металлических штативах, вазы-решетки.

Черное полотно жк-телевизора, пуф цилиндрической формы сделают акцент на геометрической составляющей и будут функционально востребованы, что соответствует принципам баухауса.

article

Как выбрать стиль интерьера: краткий путеводитель (2)

Как выбрать стиль интерьера квартиры себе под стать (часть 2)

Дух абстракционизма в интерьер привнесут ковры или циновки, выполненные в цветах Кандинского. Геометрические фигуры на изображении приветствуются. Избегайте чисто декоративных, несущественных элементов при планировании обстановки: баухаус не терпит легкомысленности

Собирайте свой уникальный интерьер в салонах ТК «‎Ланской»‎.

Баухаус: конвейер шедевров | ELLE Decoration

В 2019 году мир отмечает 100 лет с момента создания Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухаус. Вальтер Гропиус (Walter Gropius), один из создателей и первый ее директор, провозгласил союз искусства и технологий — и последовательно его добивался. Основатели Баухауса выступали за унификацию различных искусств, и разработали подробный теоретический аппарат этой самой унификации. В послевоенные годы приходилось заново определять простые вещи — и для этого необходимо было изобрести новый универсальный язык, основанный на геометрических формах и сильных материалах. Цвету и его теории уделялось особое внимание, арт-терапию рекомендовали всем без исключения. В Баухаусе было легко обрести равновесие: были заняты и ум, и руки, и воображение.

Создатели Баухауса утверждали: человека нового времени должны окружать вещи-помощники, а не бессмысленный декор. Узор и орнамент отвергаются. Вместо них — однотонные глянцевые и матовые поверхности. Важно, чтобы в одном предмете сочетались теплые и холодные оттенки: к примеру, теплый тон дерева (кожи, ткани) и металлический корпус или каркас.

Вспоминаем изобретения и предметы этого революционного движения.

Баухаус: конвейер шедевров (фото 1)Пионеры Баухауса на крыше нового здания школы в Дессау, 1926. Слева направо: Йозеф Алберс, From left: Йозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Herbert Bayer, Юстус Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Бройер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фейнингер, Гюнта Штольцль, Оскар Шлеммер.
Фото: 
© Bauhaus‐Archiv Berlin/Musée National d’Art Moderne/Société Kandinsky

Здание Баухауса в Дессау, 1926–1929 годы, Вальтер Гропиус

Шедевр архитектуры функционализма. Уникальное здание, пережившее многочисленные реставрации (часть была утрачена в военные годы, пришлось искать чертежи по многочисленным архивам по обе стороны света и восстанавливать с участием двух международных команд). Сейчас большие окна с облегченными металлическими рамами стали уже общим местом в архитектуре — но тогда решение было смелым и, разумеется, согласовалось с учением Баухауса. Здание было совершенно лишено декора, к чему и стремился Вальтер Гропиус (Walter Gropius), не любивший переполненные орнаментами фасады XIX века. Интерьер и внутреннее оборудование были созданы самими учениками и преподавателями школы.

Баухаус: конвейер шедевров (фото 3)Здание Баухауса в Дессау по проекту Вальтера Гропиуса, 1926–1929 годы.
Фото: 
Tadashi Okochi © Pen Magazine

Кресло Wassily, 1925–1926 г, Марсель Бройер

Марсель Бройер (Marcel Breuer), студент, а затем и преподаватель в Bauhaus, использовал для каркаса кресла B3 (это оригинальное название модели) трубчатую сталь. Технология бесшовного аккуратного сгибания трубок была известна с конца 19 века и уже применялась в автомобильной промышленности (для каркасов автомобильных кресел). По той же технологии был выполнен руль его велосипеда Adler. Название Wassily появилось уже в 60-е годы, в честь Василия Кандинского, его коллеги по Bauhaus. Первоначально ремни кресла были холщовыми (сейчас текстиль не используется), позже стали кожаными. Кресло дало начало целой серии мебели из металлических трубок — кроватей, стульев, столов, диванов, кушеток и систем хранения. В настоящее время кресло производит компания Knoll.

Баухаус, конвейер шедевров (фото 5)Ильза Гроппиус в маске на кресле Wassily Марселя Бройера, 1925 год.

Кресло Barcelona, Людвиг Мис ван дер Роэ

Вероятно, самое известное кресло, вышедшее из проектировочных мастерских Bauhaus. Дизайнер и архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwing Mies van der Rohe) разработал его специально для Международной выставки в Барселоне 1929 года — предполагалось, что на кресла смогут присесть монаршие особы, открывающие выставку. Само кресло представляло собой тонкий металлический каркас и плоские подушки. Ничего лишнего, чистая функция. С годами конструкция стала совершенной: от болтов, соединявших раму, отказались, и она стала монолитной. Кресло настолько удобно и популярно, и его так часто ставят в офисы и приемные, что оно породило коллекционную арт-версию Mies Lobby Trap («ловушка для лобби») Джона Анджело Бенсона (John Angelo Benson).

Кресло Barcelona, дизайн Людвига Мис ван дер Роэ, 1929 год.Баухаус: конвейер шедевров (фото 8)Арт-объект Mies Lobby Trap, Джон Анджело Бенсон, 2003.

Металлический чайник, Наум Слуцкий

Этот чайник был разработан Наумом Слуцким, ювелиром и промышленным дизайнером. По красивой легенде отец Наума работал ювелиром у Фаберже, а самого Слуцкого многие называют родоначальником всего современного ювелирного искусства. Чайник подтверждал манифест движения: дизайн не нуждается в обильном декорировании. Практичность вещи должна решаться почти математическим способом, а не быть следствием украшательства. Красоту нужно находить собственно в форме. Эта красота до сих пор угадывается в шедеврах Alessi, Bodum и даже новой чайной линии Tom Dixon — отсылка к Баухаусу вынесена в описании чайного сервиза.

Баухаус: конвейер шедевров (фото 9)Металлический чайник, Наум Слуцкий, 1928.Баухаус: конвейер шедевров (фото 10)Чайный сервиз Form, Tom Dixon.

Настольные часы, Марианна Брандт, 1930

«Черный квадрат в каждый дом», — могли бы сказать архитекторы Баухауса. Марианна Брандт (Marianne Brandt) вполне разделяла эти взгляды, и создала часы в 1930 году из хромированного металла (его обожали все дизайнеры движения). Форму этих часов повторяют с вариациями так часто, что они вполне могут стать символом бытовой культуры XX века.

Баухаус: конвейер шедевров (фото 12)Настольные часы Марианны Брандт, 1930 год.

Стеклянные чайный сервиз, Вильгельм Вагенфельд

Вероятно, самый известный стеклянный продукт из мастерских Баухауса — чайный сервиз 1930–1934 годов авторства Вильгельма Вагенфельда (Wilhelm Wagenfeld). К этому архетипу чайного сервиза уже столько раз обращались другие дизайнеры, что он давно стал подобием народной песни — мало кто помнит автора. Впрочем, сам Вагенфельд как раз выступал за анонимность в дизайне, и не стремился к славе. Сейчас же это, пожалуй, самая распространенная посуда в кафе: за процессом заварки чая приятно наблюдать сквозь прозрачные стенки чайника. Стеклянные электрические чайники — потомки этого любования.

Баухаус, конвейер шедевров (фото 13)Стеклянный чайный сервиз Вильгельма Вагенфельда, 1930-е годы.

Тележка на трех колесах, Марсель Бройер

Предназначенный для сервировки этот трехколесный столик по дизайну Марселя Бройера может сейчас ассоциироваться со всеми тележками в супермаркетах. Отметим также его сходство с оборудованием для медицинских учреждений. Впрочем, сотрудники Баухауса и не скрывали, что вдохновляются чистотой стиля больниц — более того, устройство своих модульных кухонь они подсмотрели именно там.

Сервировочный столик B54, дизайн Марселя Бройера, 1928, Gebrüder Thonet.

Текстиль с яркими геометрическими орнаментами

Текстиль в ткацких мастерских Баухауса начали выпускать с момента создания школы. Актуальность этих рисунков, созданных под влиянием книги Иоханнеса Иттена (Johannes Itten) «Искусство цвета», и сегодня ничуть не утрачена. Иттен сам руководил созданием новых цветов, форм и фактур в текстиле. В этих же мастерских тренировали глаз и набивали руку ученики Василия Кандинского, Пауля Клее (Paul Klee), Ласло Махой-Надя (Moholy-Nagy László) и других преподавателей.

Баухаус: конвейер шедевров (фото 19)Дизайнер Анни Альберс за работой.

Главной особенностью тканей Баухауза была их структурность: в них использовались нити различных характеристик, толщины и состава. Наиболее известны работы Отти Бергер (Otti Berger), Анни Альберс (Anni Albers) и Гунты Штельцель (Gunta Stölzl) — последняя была единственным женщиной-мастером в Баухаусе.

Ткань Study for Unexecuted Wallhanging, дизайн Анни Альберс, 1926.Баухаус: конвейер шедевров (фото 21.2)Ткань Ancient Writing, дизайн Анни Альберс, 1936.

Гунта разрабатывала новые виды тканого плетения, экспериментировала с синтетическими материалами и целлофаном, придумывала «железное полотно» для стульев Марселя Бройера, проверяла возможности новых техник крашения. Именно Гунта Штельцель выполнила тканые полосы для первого экземпляра знаменитого кресла «Василий».

Текстильная мастерская была самым коммерчески успешным проектом Баухауса — от заказчиков не было отбоя. А курс, разработанный Иттеном, до сих пор служит основой начальной творческой подготовки в большинстве дизайнерских учебных заведений мира.

Баухаус: конвейер шедевров (фото 18)Ковер, дизайн Гунты Штельцель.

Открытые системы хранения

Открытые книжные полки и свободностоящие стеллажи, которые можно использовать как перегородки — это одно из самых удачных завоеваний Баухауса в области интерьера. Поскольку свободной планировке в Баухаусе учили всех, нужно было каким-то образом учить эту планировку заполнять. Вот тут и пригодились стеллажи на металлических трубах и прочие полезные изобретения.

Баухаус: конвейер шедевров (фото 20)Стеллаж, дизайн Марселя Бройера, 1934.

Светильники Марианны Брандт

Подвесные лаконичные лампы, меняющие свою высоту — тоже одно из изобретений Баухауса. С ними много экспериментировала Марианна Брандт (Marianne Brandt), ставшая в 1928 году главой мастерской по обработке металла.

Баухаус: конвейер шедевров (фото 27)Марианна Брандт, автопортрет

Хотя славу Брандт принес металлический чайник, вошедший во все учебники дизайна, ее работы в области осветительных приборов примечательны не меньше — этими подвесами и лампами, меняющими направление светового луча, мы пользуемся до сих пор.

Баухаус, конвейер шедевров (фото 21)Светильник Марианны Брандт, 1925.

Книга о шрифтах, Герберт Байер

Мало кто помнит, откуда взялась шрифты без заглавных букв. А между тем, их изобретение принадлежит Герберту Байеру (Herbert Bayer), учившемуся и работавшему в Баухаусе. Он утверждал: «Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной «А» или со строчной «а». Любопытно — после ухода из Баухауса Байер стал арт-директором немецкого Vogue. После, как многие участники Баухауса, переехал в Америку, где продолжил заниматься дизайном и фотографией.

Текст: Дмитрий Чернов

Баухаус, конвейер шедевров (фото 23)Кни­га Staat­liches Bauhaus Wei­mar, 1919 — 1923, 1923. Оформ­ле­ние об­лож­ки — Гер­берт Бай­ер. Верст­ка и оформ­ле­ние кни­ги — Ла­сло Мо­хой-Надь.
Фото: 
Да­вин Мэ­кель

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Баухауз / Стили / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения

Иоганнес Иттен –  доказывал некоторые ассоциативные связи между цветом и геометрической формой. Например, Й.Иттен считал, что тяжесть и непрозрачность красного цвета ассоциируются со статикой и тяжелой формой квадрата, невесомому характеру треугольника соответствует желтый цвет, а кругу — синий. Он создал форкурсы на основе абстрактного композиционного моделирования. Иоганнес Иттен справедливо считал, что для оценки впечатления глубины цвет фона столь же важен, как и цвет, являющийся объектом восприятия. По его мнению, шесть цветов — желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый, помещенные на черный фон, по впечатлению своих ступеней глубины соответствуют пропорциям золотого сечения «Синие дали» — это устоявшееся понятие характеризует синий цвет как стремящийся в глубину. Привлекающие внимание цвета солнца и огня воспринимаются приближающимися. На основании природных ассоциаций цвета с меньшей насыщенностью и светлотой воспринимаются отдаленными, а цвета с противоположными свойствами выходят из глубины. В. Кандинский создал сложную науку об абстрактном искусстве, где подверг глубокому анализу два основных элемента формы – точку и линию. На основе этого анализа сформулировал принципы новой формальной логики, основанной на внутреннем «резонансе» форм, провозгласив синтез искусств через эквивалентность используемых ими «языков». Грамматика визуального языка занимала значительное место на его теоретическом курсе. Кандинский полагал, что визуальный «язык» позволит понимать внутренние эмоционально-духовные смыслы художественных произведений и вызывать адекватное замыслу художника восприятие у зрителей. Общеизвестна концепция В. Кандинского относительно распределения цветов в пространстве по отношению к зрителю: желтый цвет распространяется в стороны и тем самым приближается к зрителю; синий сокращается, уходит от зрителя; красный стабилен. Оранжевый — это красный, приближенный к наблюдателю посредством желтого, а фиолетовый — красный, удаленный от зрителя синим. Ласло Мохой-Надь преподавал дисциплину «Фотодело» в классе форм. На своем курсе он проводил эксперименты с новыми материалами, техниками и технологиями.  Считал фотографию способом проанализировать окружающий мир и  инструментом восприятия этого мира. Скульптуру воспринимал, как следствие отношений света и тени.  Считал, что важен не объект , а тень которую он отбрасывает. Проявлял огромный интерес в природе света и цвета, восприятия через цвет. Занимался выявлением абстрактных структур из окружающего мира, беспредметной живописью, отказом от материальности изображения. Был автором первой кинетической светящейся фигуры.  Разделял взгляды К Малевича: что белый квадрат на белом фоне это приговор живописи. Считал, что цвет замедляет повествование и белый фон используется для ускорения восприятия идеи. Стал основоположником в реализации идеи рекламного света в городском пространстве. Работал  не с плоскостью, а с пространством, создал первые инсталляции и светоотражающую эмаль.

Особенности применения стиля баухауз в интерьере

Стиль баухауз появился в Германии. Преимуществом данного дизайна считаютсянебольшие траты на мебель и отделочные материалы. При этом мебель должна быть эргономичной и без лишних изысков.

Данное направление появилось в начале прошлого столетия и повлияло на массовое производство серийных предметов мебели.

История стиля

Удивительна история стиля баухауз. Он появился в Германии в 1919 году, но в нем присутствуют черты русского конструктивизма, геометризма и кубизма.

В переводе с немецкого слово баухауз означает – строительство дома. Изначально этим словом называлась Высшая школа строительства и конструирования, на базе которой возникло целое направление.

Архитектор Вальтер Гропиус, став руководителем, школы строительства, предложил использовать комбинации индустриальных производственных возможностей и простых и эстетичных форм.

Центральной идеей этого направления было создание интерьера, в котором отсутствуют декоративные детали, не имеющие функционального значения.

Элементы в помещении имеют правильные и прямоугольные формы. Главной целью стиля было создание практичного и функционального жилища и отказ от вычурных и роскошных элементов.

В самом начале развития этого направления воплощались в жизнь следующие идеи:

  1. Минимальное количество декоративных элементов.
  2. Использование машинных технологий.
  3. Сочетание решений дизайна и промышленности.
  4. Практичность и универсальность.

Многие черты позаимствовались в стиле модерн. Данное направление нашло применение в частном дизайне и в крупных архитектурных проектах.

В сфере строительства внедрялись некоторые инновации: легкость и лаконичность строительных форм и гибкость архитектурных конструкций.

Создатели направления стремились к массовому производству удобных и красивых предметов мебели. При этом в изделиях применялись современные материалы и разработки.

Баухауз архитектурный стиль характеризовался использованием принципа стандартизации жилых построек. Архитекторы школы занимались разработкой проектов индустриальных поселков.

Возводились многоквартирные дома в 3-4 этажа для служащих и рабочих с низким уровнем доходов. При этом квартиры были двух или трехкомнатные с кухней и ванной. Они рассчитывались на семью из 5-6 человек.

Особенности стиля

Баухауз дожил до настоящего времени. Центральная идея стиля – это простота и функциональность. При этом мебель и детали декора должны не только обладать привлекательным внешним видом, но и комфортом при эксплуатации и доступной стоимостью.

В производстве предметов интерьера приветствуется принцип рационального расхода материала.

Существуют следующие особенности архитектурного стиля баухауз:

  1. Применение повторяющихся симметричных элементов и ассиметричных форм.
  2. Использование функциональных деталей при минимальном количестве орнамента.
  3. Полноценное использование площадей помещения.

Украшением комнаты считается не декор и аксессуары, а высококачественная бытовая техника и грамотно спланированное освещение.

Интерьер в этом стиле предполагает зонирование. Именно в данном направлении первоначально стало применяться разное освещение для отдельных зон.

В чистом виде стиль баухауз не часто применяется в интерьере. Отдельные черты можно увидеть в стиле хай-тек, минимализм или модерн.

Интерьер предполагает использование кованных и металлических элементов и предметов из стекла.

Мебель, материалы и цвет в интерьере

С момента создания и до настоящего времени баухауз постоянно развивался и совершенствовался. Главная задача стиля – это создание простого дизайна, соответствующего духу времени.

Отличительные особенности мебели

Мебель в этом стиле должна быть качественной, но доступной по стоимости. При этом ценится не цвет обивки, а простота применения.

Впервые в стиле баухауз мебель стала производиться из металла. В этой школе возникла идея применять для каркаса мебели гнутую трубку из металла. Появились первые предметы модульной и трансформируемой мебели.

Мебель этого стиля имеет следующие особенности:

  1. Отсутствие декоративных элементов.
  2. Четкие и лаконичные геометрические формы.
  3. Простота и комфорт применения.
  4. Кресла выполняются без ручек.
  5. Использование встроенных и вместительных шкафов.
  6. Стулья состоят из гнутых стальных трубок и сидений из брезентовых или кожаных подушек.

Пользуются популярностью трансформируемые виды мебели – столы и стулья, которые убираются друг в друга, разборные тумбы и табуретки.

Особое внимание уделяется совершенствованию рабочей зоны на кухне.

Цветовая палитра

Цветовая гамма данного этого стиля составляет нейтральные оттенки: серый, бежевый, белый и черный. Для создания акцентов используются яркие пятна синего, зеленого, красного или желтого цвета. Применение светлых оттенков позволяет зрительно увеличить площадь комнаты. Из орнаментов используются геометрические принты и живопись в стиле абстракционизма.

Цветовая палитра в баухаузе — это сочетание теплых и холодных оттенков. Светлая штукатурка и камень разбавляются теплотой древесины, а холодность стела и металла – изделиями из текстиля и кожи.

Материалы и отделочные работы

Из материалов в интерьере применяется металл, пластик, стекло, кожа и древесина. Отделочные работы характеризуются простотой. Стены оформляются штукатуркой или обоями с геометрическими конфигурациями. Пользуются популярностью мелкие и разбросанные по полотну рисунки. Такие обои легко клеить, так как не требуется подгонять полосы. Мелкий рисунок зрительно создает более просторное помещение.

Интерьер помещения узнается по следующим признакам:

  1. Наличие геометрических форм: квадратов, прямоугольников и окружностей.
  2. Пространство подчеркивают диагональные линии и асимметричные формы.
  3. В качестве напольного покрытия применяется линолеум с нейтральными орнаментами. Подойдет материал с имитацией под дерево или металл.
  4. Преобладают гладкие и монохромные поверхности.
  5. В качестве декора применяется стильная бытовая техника и яркие источники света, которые выделяют отдельные зоны помещения.

Именно в интерьере стиля баухауз впервые стали устанавливаться потолки разной высоты.

К особенностям интерьера относятся высокие потолки, дизайн в одной плоскости горизонтального направления и обилие света. Из вертикальных элементов используются вытянутые и узкие оконные проемы.

Стиль Баухауз соединил сферу искусства и технологий. Идеи баухауза оказали влияние на дизайн и архитектуру современных домов и отдельных помещений. Важной чертой стиля является функциональность. Создание интерьера в стиле баухауз предполагает работу технологов, ремесленников и художников для одного результата.

Баухауз предпочитают люди практичные и не терпящие вычурности и тесноты. Стиль подойдет для простых, креативных и стильных.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о