Витраж живопись – Витражная картина/ витраж с рельефом Мечтательная Тоскана – заказать на Ярмарке Мастеров – H1DQBRU

Содержание

История Витражей — студия Ваш Витраж г. Москва

Термин «витраж» происходит от французского слова «vitre» (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет.

 

Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой.

Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов. Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.

Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.

В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Однако, немало замечательных витражей создано руками мастеров, чьи имена остались для нас неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.

История витражей

По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей.

История витражейИстория витражейИстория витражейИстория витражей

По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.

Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.

Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.

С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.

Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску.

6Первые сведения об использовании стекла в отделке общественных зданий мы находим в трактате Плиния Старшего «Naturalis historia». Подробно излагая историю искусства создания павиментов (наборных полов, в основе которых лежат живописные картины), Плиний отмечает, что только в его время, то есть не ранее последней четверти I века до н. э., «вытесненные с земли павименты перешли на своды, уже из стекла» . Позднее в литературе имеются лишь отдельные упоминания об использовании цветного стекла в оконных переплетах. Они относятся к IV-VII векам и происходят из Византии. Первые прототипы средневекового витража, обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, датируются 7 веком. Здесь уже использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные. 7

Возможно, старейшим из дошедших до нас фрагментов витражей с полноценной росписью является голова из лоршского монастыря (ныне хранится в музее земли Гессен в Дармштадте). Датируют этот фрагмент по-разному, однако, вероятнее всего, он был создан во второй половине 9 века.

Вплоть до начала 12 столетия витражи встречались редко, хотя в письменных источниках сообщается, что церкви уже украшали выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц. В Средние века сведения о живописных стеклах встречаются в источниках XI столетия. Ученый монах Феофил в книге «Scedula diversarum artium» писал: «Ты, кто прочтешь эту книгу! Я не скрыл от Тебя ничего, что мне известно. Я научил Тебя тому, что знают многие греки в искусстве подбора и смешения красок, итальянцы — в чеканке серебра, в нарезах слоновой кости, шлифовке тонких камней, чем славна Тоскана, в искусствах Дамаска, какими владеют арабы, тому, чем сильна Германия: в ковке золота, железа, меди; в сочетании драгоценного и блестящего оконного стекла, какими славна Франция».

Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора.

8

Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.

К 1140-1144 годам относятся витражи церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся до наших дней лишь во фрагментах.

История витражейИстория витражейИстория витражей

Художественная школа, находившаяся при монастыре Сен-Дени, развивалась под руководством министра короля Людовика VII — аббата Сугерия. Для поднятия престижа королевской власти Сугерий предпринял строительство собора Сен-Дени, служившего усыпальницей французских королей. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые значительно расширили круг сюжетов, традиционно использовавшихся в композиции витражей. Заимствованные из Библии, эти сюжеты давали простор для творческой фантазии художников. В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, став основой для возникновения нового стиля — готики.

Прозрачность строений готической архитектуры привела к практически полному исчезновению сплошного пространства стен, а тем самым — и главного носителя живописных изображений, использовавшихся в романском искусстве. Компактное стенное пространство романской эпохи преобразовалось в готическую просвечивающую систему колонн и окон. Первыми соборами, построенными в готическом стиле, были Нотр-Дам в Париже и Кентерберийский собор.

История витражейИстория витражейИстория витражей

В ходе многочисленных перестроек в Кентербери хоры часовни Святой Троицы, апсида и усыпальница Томаса Бекета получили новые большие окна, заполненные историческими сюжетами. В усыпальнице впервые в средневековом искусстве были созданы повествовательные описания современных событий.

Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров. Известно, что только за первую половину XIII века художниками этой школы были изготовлены витражи более чем для 200 готических витражных окон. Эти данные свидетельствуют о размахе деятельности и популярности шартрских мастеров. Шартрская школа в начале XIII века играла ту же роль, что и Сен-Дени в XII столетии.

История витражейИстория витражейИстория витражей

Во второй половине XIII века и далее — в течение XIV столетия, с историческим нисхождением готики, предпосылки для дальнейшего продуктивного развития витража оказываются утраченными. Весь дальнейший путь живописи (ответвлением которой в своем существе явился в ту пору витраж как вид искусства, оперирующий фигуративными красочными изображениями на плоскости) во времена поздней готики и, в особенности, с наступлением Раннего Ренессанса, был направлен на нарастающее объективирование зримых образов, на все более тесное их соотнесение с реальной эмпирией. Этот путь означал неминуемый отход от тех форм претворения, которые в пору ранней и зрелой готики дали в искусстве витража примеры высочайшей художественной результативности. Отступая от принципов монументальной мозаики цветовых плоскостей, витраж с своей изобразительной сути и в технических приемах все более приближался к живописной картине, неизбежно утрачивая при этом изначально присущие ему сильные качества. Решающим признаком витражных созданий времен зрелой готики была их ансамблевость, в своем предельном выражении объединявшая обширные циклы оконных композиций во всеохватывающую изобразительную оболочку храмового интерьера. Вразрез с этим в поздней готике и в еще большей мере в раннеренессансные десятилетия в искусстве витража нарастают черты станковости и, как естественно следствие этого, устанавливается «штучность» витражных работ, превращение их в отдельные автономные объекты, сопутствуемое утратой подлинной монументальности. А с наступлением Ренессанса, с исчезновением каркасных форм готической архитектуры витраж лишается естественной среды своего существования и утрачивает статус эпохально-значимой художественной отрасли, равноправной с другими видами искусства.

Катастрофические события, произошедшие в XIV веке, такие как Черная Чума и столетняя война между Францией и Англией, привели к интеллектуальному возрождению Европы. К началу XV века противостояние между «духовным» и «светским» разрешилось в пользу последнего. Используемые витражные технологии стали более совершенными. Благодаря открытию серебряной протравы произошел настоящий переворот как в технологическом, так и в эстетическом развитии этого вида искусства. У мастеров появилась возможность наносить четкие насыщенные оттенки прямо на поверхность стекла. Покрытие материала тонким слоем нового раствора давало возможность получить самые различные оттенки желтого и оранжевого, что позволяло отлично передавать красоту золотых элементов рисунка. Кроме яркости и декоративности, окрашенные этим составом детали, гораздо лучше отражали свет. Открытие технологии серебряного травления сыграло огромную роль в развитии дизайна витражей позднего готического периода и эпохи Ренессанса.

С уходом эпохи готики витражи остались по-прежнему востребованными в изобразительном искусстве Северной Европы, но источником вдохновения теперь была не Франция, а Италия. Джотто и его последователи, работающие в Риме и Флоренции, старались придавать своим творениям ощущение пространства, тем самым совершив революцию в передаче объема и композиции. Это отчетливо видно на окнах церкви монастыря францисканцев в швейцарском Кенигсфельдене. Там внедряемые новшества были дополнены более детализированными местными стилями.

История витражей19

Можно отметить и знаменитые окна часовни Бессерер в Ульм Минстере, которые были созданы в Германии Гансом Акером в 30-е годы пятнадцатого столетия.

История витражейИстория витражейИстория витражей

Их цвет гармонично сочетается с формой, а итальянский художник Беллело да Павиа работал над созданием нового готического собора Милана.

История витражейИстория витражей252627

Он создал великолепные фигуры пророков и другие образы, которые были выполнены в достаточно интимном ключе. Начало XVI века ознаменовалось смешением традиций южного классицизма и северного реализма в единый и привлекательный стиль Высокого Ренессанса.

В эпоху Возрождения витраж обретает популярность в Италии, Швейцарии, Польше и особенно в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе).

2829303132333435

В XV веке обрамления в витражах прорабатывались весьма детально. Фигуры в витражных окнах перестают быть условными, абстрактное превращается в конкретное, реальное. Движения фигур менее скованы, более динамичны, драпировка одежд становится богаче. Изображение в витражах прорабатывались весьма детально, фигуры облачались в богатую одежду, которая передавалась на стекле с удивительным умением и красотой. С большой силой выражены душевные переживания изображаемых персонажей, с непостижимой виртуозностью передавались трогательные моменты повествования. Крупнейшие художники эпохи Возрождения (Донателло, Учелло, Лоренцо Гиберти) выполняли эскизы витражей. Но витраж понимался ими больше как живопись по стеклу. В это время намечается тенденция к подражанию масляной живописи, тщательной моделировке и светотеневым эффектам. Витражные картины более поздних времен Возрождения содержат разные аллегорические фигуры и символические знаки. Вместо орнаментального фона появились чуждые для изображения пейзажей и интерьеров. Живопись по стеклу никогда в дальнейшем не достигала такого высокого художественного уровня. Для искусства барокко, пришедшего на смену маньеризму, знаменовавшему собой распад искусства Возрождения, характерна пышность декоративных форм, синтез архитектуры с другими видами изобразительного искусства. Основными объектами строительства являлись дворцы и церкви. Однако к формированию торжественных и богатых красками барочных интерьеров витражи почти не привлекались.

Вновь витраж обрел популярность в XIX в. Знаменитый английский теоретик и практик художественных ремесел Уильям Моррис возродил эстетику средневековья и старые технологии создания классического витража. В фирме Морриса работали знаменитые художники-прерафаэлиты Эдвард Берн-Джонс и Габриэль Данте Россетти. Рисунки для витражей выполнял также швейцарский живописец Арнольд Бёклин (1827-1901 гг., картон для витража Флора) и модернисты. Новый импульс искусство витража получает в конце XIX века, связанное с возникновением стиля «модерн». В основе стиля — тезис, согласно которому любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой «новой формы“ стали природа и женщина. Модерн — стиль женский. Этому стилю свойственны изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов — блеклые, приглушенные; преобладание плавных, сложных линий. Набор символов — причудливые цветы, морские редкости, волны. Близок модерну и сам образ женщины. Модерн, в отличие от импрессионизма, стиль прежде всего дизайнерский. Он изначально направлен на привнесение искусства в частную жизнь человека, эстетизацию, украшение действительности и, в первую очередь, мира вещей, окружающих человека.

Для многих название витражей Тиффани ассоциируется с известным ювелирным брендом «Tiffany & Co». Самое интересное, что связь, действительно, существует. Американец Луи Комфор Тиффани, легендарный стекольный дизайнер и художник, — сын Чарльза Льюиса Тиффани, «Короля Бриллиантов» — основателя одного из самых знаменитых ювелирных домов.

Луи Тиффани

Луи Комфор Тиффани (Louis Comfort Tiffany (1848-1933) стал наиболее ярким представителем витражного дела стиля Ар Нуво. В эпоху «арт нуво» витраж возродился как вид не только монументальной живописи, но и часть декоративно-прикладного искусства, широко используемого для украшения изысканных интерьеров. Тиффани и Ля Фарж усовершенствовали способ соединения цветных стекол разной формы. Их края обклеивали медной фольгой (фолией), а затем спаивали. Так появилась возможность соединять стекла не только в одной плоскости, но и придавать разноцветной поверхности выпуклые, объемные формы. Помимо этого новая технология позволяла скреплять даже очень маленькие кусочки стекла, соединяя их изысканно-витиеватыми, похожими на паутину линиями спайки.

Особое внимание было уделено созданию новых видов стекла для воплощения новых художественных замыслов. Цвет, текстура, фактура были нерасторжимо связаны с формой произведения, характером изображения, его живописностью, составляющей резкий контраст с плоcкостной средневековой системой. Производство таких витражей требовало много времени и усилий: каждый элемент надо было точно подобрать для достижения нужного эффекта. Мастерам требовались воображение и художественные способности, собирая тысячи частиц стекла и представляя, как будет выглядеть целое. В результате создавались удивительные по красоте и изысканности витражи с пейзажной тематикой, где основную роль играла не живопись по стеклу, а само окрашенное в массе стекло всевозможных оттенков и неповторимых фактур.

В 1885 г. Тиффани был приглашен, чтобы украсить театр в Нью-Йорке. Этот театр — Лицеум — стал первым в мире театром с электрическим освещением.

373839

А Тиффани — прадедушкой всех театральных и кино-«светиков» (то есть осветителей). В 1900 г. на выставке в Париже он показал свою первую настольную электролампу. Когда-то электричество было роскошью. Об этом сегодня напоминают настольные лампы и витражи от Галле или люстры от Тиффани.

4041

Благодаря этим мастерам формы, уподобленные природным, флористические орнаменты впервые вошли в странное сочетание с искусственным светом. Характерный стиль Тиффани — рисунок из мелких кусочков переливающегося стекла, сложенных наподобие мозаики, — в этом стекле и в этом металле свет бесконечно отражается, дробится, рассыпается на тысячи неверных оттенков цвета.

Подлинного совершенства Тиффани добился в дизайне витражей, он создал новый, необычайно красочный и насыщенный тип витражного стекла. В 1890 году образцы стекла favrile, как назвал его сам Тиффани, и изделия из него были представлены Смитсоновскому институту и Метрополитен музею, Тиффани завоевал Гран-при Парижской выставки. Тиффани получал заказы на оформление окон и потолков Белого дома, президентского дворца на Кубе, домов Марка Твена, Эндрю Карнеги и Корнелиуса Вандербилта.

4243444546

Успех Тиффани в первую очередь стал возможен благодаря широкому применению новой техники сборки витража. Раньше витражисты отдельные кусочки цветного стекла скрепляли свинцовым или иным Н- образными переплетами и пропаивали места стыков. Согласно новому способу сборки витража, который впоследствии получил название «техника Тиффани» (Tiffany), каждый вырезанный кусочек стекла сначала по всему периметру торца оборачивался тонкой медной лентой. Ширина ленты немного превышала ширину стекла и края ленты загибались на плоскость стекла. Выложенные, согласно эскизу, стекла, обернутые фольгой, спаивались оловом с двух сторон по местам загибов ленты. В результате получали стекла, скрепленные легким надежным оловянным каркасом. Новый способ позволил ширину протяжки свести к минимуму и придать неповторимую изящность витражам, в отличие от витражей с широкими свинцовыми переплетами. Новый способ позволял собирать витражи из сколь угодно мелких кусочков стекла, что сильно увеличивало их зрелищность. Кроме того, этот способ позволил собирать витражи не только в плоскости, но и объеме, чем Льюис Тиффани с большим успехом пользовался, создавая плафоны для ламп.. К 1900 году Тиффани уже являлся одним из известнейших производителей стекла в мире. В его мастерских возникали стекла, невиданные до тех пор. На складах Тиффани, вероятно, крупнейших в мире, находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков, которые были классифицированы и разложены по специальной системе.

Деятельность Тиффани, несомненно, оживила художественное стеклоделие. Но собственно изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) он не является. Эта заслуга принадлежит Джону Ла Фаржу, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей.

4748

Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине. Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу. При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.

Для большинства стекол, используемых в произведениях витражей Тиффани, характерна непрозрачность — их опалесцирующий эффект. Его получают, добавляя в состав сырья замутняющие вещества (олово или жженую кость). При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат» (замутняют) стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.

Конечно, Тиффани использовал в своих работах и другие виды стекол, которые применялись в художественном стеклоделии еще до него. Среди них — кафедральное стекло, которое представляет собой окрашенное в массе прозрачное стекло. Промежуточное положение между опалесцентным и кафедральным занимает колоресцентное стекло, при изготовлении которого «глушеная» и прозрачная части стеклянной массы смешиваются не полностью и, таким образом, получаются пластины с матовыми и прозрачными участками. Античное стекло также изготавливают путем смешения прозрачной и непрозрачной масс. Если посыпать уже готовое, но еще не охлажденное стекло металлическими крупинками, то получится иризирующее стекло. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги. Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему популярным.

Изобретенная Тиффани техника медной фольги была первоначально предназначена для изготовления ламповых абажуров. Тиффани придавал большое значение лампам в оформлении интерьеров и стремился сделать их доступными для широких слоев населения. Его лампа «Цветущий лотос», собранная из 1600 стеклянных частей, диаметром 46 см. и высотой 35 см., цена составила в 1906 году 400 $, а в 1989 году на нью-йоркском аукционе Кристи была продана за 1,2 млн. немецких марок. Относительно низкая цена обуславливалась серийностью продукции, выпускаемой мастерской.

49

В истории ХХ века существует много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Круг известных художников, работавших для витражей или в живописи по стеклу, необычайно широк. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Витражи проектировали такие архитекторы и художники, как Анри Ван-де Вельде, Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз Рени Макинтош, Пауль Клее, Пит Мондриан, а позже, в середине века, Анри Матисс, Жорж Руо, Фернан Леже, Марк Шагал.

5051525354555657

5758585959

Витражи в России были не так распространены, как в Европе, но все же достаточно широко представлены, по крайней мере, в обеих столицах. Они украшали как светские, так и церковные здания (Исаакиевский собор, Петропавловский собор С.Петербурге).

60

606363

61

6162626464

Особенно славился витражами Санкт-Петербург. Витражи радовали глаз в гостиницах, во многих доходных домах, лечебницах, гимназиях, особняках, ресторанах. В Москве особенно известен витраж «Рыцарь» Михаила Врубеля в особняке Морозова.

65

65

За многовековую историю существования витража в этой технике было создано множество подлинных произведений искусства, которые завораживают, вызывают восхищение зрителей, не оставляя никого равнодушным. Вышедший из недр архитектуры, витраж занял самостоятельное достойное место наряду с другими видами изобразительного искусства. И в настоящее время это светоносное искусство востребовано, продолжает развиваться, радуя взгляд каждого, соприкасающегося с ним.

Вебинар «Витражная живопись. Как создать реалистичную картину на стекле»

Добрый день, дорогие друзья!

Спешу пригласить вас на бесплатный вебинар

«Витражная живопись. Как создать реалистичную картину на стекле»

Регистрация уже открыта

https://www.livemaster.ru/onlineacademy/webinar/2909269-vitrazhnaya-zhivopis-kak-sozdat-realistichnuyu-kartinu-na-stekle

Витражная живопись — это не просто роспись по стеклу. Это уникальный способ создать реалистичное изображение с помощью витражных красок! Техника, сочетающая в себе витражную роспись, живопись акварелью и масляными красками.

Витражная живопись дает возможность создать изображение на стекле без витражных контуров. При этом картина получается живая, искрящаяся и совершенно неповторимая! Декоративность и стилизация уступают место настоящей живописи!

Вебинар

Вебинар

Вебинар

Вебинар

Вебинар

Какие тонкости и хитрости есть у этой техники? Какие краски нужно использовать? Об этом мы и поговорим на мастер-классе!

На вебинаре Вы:

  • Узнаете о том, какие материалы и инструменты необходимы для создания изображения в технике витражной живописи и как ими пользоваться.
  • Научитесь приемам и тонкостям нанесения витражной краски на стекло с целью создания реалистичного живописного изображения.
  • Поймете как сделать картину воздушной и искрящейся.
  • Научитесь смешивать цвета и подбирать оттенки, чтобы передать объем и светотень.
  • После мастер-класса Вы сможете создать много оригинальных живых картин и интересно декорировать предметы интерьера: часы, зеркала, посуду!

На вебинаре мы будем создавать картину по вот этому образцу

Вебинар

Для работы вам понадобится

Полный список материалов и инструментов:

  • Стекло любого размера, например 20х30 см.
  • Бумага и карандаш для эскиза.
  • Витражные краски на сольвентной основе.
  • Растворитель для витражных красок.
  • Кисти (синтетика, круглые №2, 5,10).
  • Палитра.
  • Салфетки.

Записаться на вебинар, чтобы не пропустить этот интересный МК

тут

https://www.livemaster.ru/onlineacademy/webinar/2909269-vitrazhnaya-zhivopis-kak-sozdat-realistichnuyu-kartinu-na-stekle

Витражная живопись

Стиль Живопись: картина или витраж

Стиль Живопись в витражном искусстве имеет огромное количество возможностей для воплощения сюжетов. Благодаря этой технике можно создать портрет, натюрморт, пейзаж, репродукцию известной картины, сюжетную композицию, жанровую живопись. Такая витражная картина смотрится в интерьере особенно привлекательно: создает неописуемое соединение игры цвета и света, придает интерьеру особое магическое настроение. Изделия с витражной живописью меняют производимый эффект в течение дня, выигрышно смотрятся не только при естественном освещении, но и при грамотной подсветке.

 

Рис. 1. Подсветка сделает витраж-картину столь же эффектной, как и живописный шедевр в музее
 

Назначение изделий с витражной живописью разнообразно. Они являются богатым украшением интерьеров и зданий, пропускают свет, заменяют дверные филенки и оконные стекла, дают возможность изолировать соседние помещения от посторонних взглядов. В интерьере очень впечатляюще смотрится витраж из многослойного стекла, на котором рисунок приобретает пространственную глубину. Этот прием дает возможность расширить диапазон дизайнерских решений.

Для изготовления витражной живописи используются все техники исполнения, кроме классической и фацетной технологии. При желании заказчика, мастера могут создать витражную картину и в таком исполнении, но очень тонкой детализации достичь не удастся в силу ограничений метода.

Пропуская свет, такой витраж перевоплощает внутреннее пространство и преодолевает визуальную преграду – стену. Витраж-картина придает интерьеру уют, камерность и «разрывает» тектонику стены, становясь неким окном в Прекрасное.

Витражи в стиле Живопись способны удивить своими оригинальными решениями, неповторимостью и изяществом, новыми красками. Крайне важно, чтобы витражная картина была частью интерьера, органично соответствовала стилю помещения и гармонично взаимодействовала с другими предметами декора. Витраж в виде лесного пейзажа на окнах, выполненный в технике заливки, способен скрыть неприглядную уличную картину и создать приятную атмосферу. Поднять настроение способен абстрактный орнамент на межкомнатных перегородках, изготовленный техникой фьюзинг или методом классической пайки. В дверных полотнах будет отлично смотреться геометрический орнамент, нанесенный пескоструйной техникой, цветной пленкой или фотопечатью. Межлестничные пролеты, ниши, створки ширм, подвесной потолок создадут причудливую игру света с сюжетной композицией или витражом в классическом стиле, созданной техникой Тиффани. В расписной технике с различными стилизованными орнаментами создаются абажуры ламп, декоративные скульптуры, часы, вазы, композиции и другие предметы интерьера.

Живописные картины-витражи в интерьере

Живописная витражная картина обрела новую жизнь в современной архитектуре. Сегодня все чаще витражи в этом стиле встречаются в различных общественных местах. В современном декоре витраж является последним акцентом цветового ансамбля, который гармонично объединяет всю палитру интерьера. Особенно четко эта линия прослеживается в музеях, культурных центрах, просторных холлах отелей, театров и т. д.

Помимо внутреннего убранства квартир и общественных интерьеров, живописные витражи сохраняют внешний облик исторических зданий, которые реставрируются с применением новейших материалов. В этом случае витражи придают новым сооружениям вид «под старину».

 

Рис. 2. Интерьерное значение витражных картин – не только в украшении,
но и в ознаменовании высокого статуса владельца

 

Витражи в стиле Живопись от нашей студии

Изумительные изделия с живописным витражом, созданные нашей командой художников, мастеров – витражистов и дизайнеров, подчеркнут неповторимый и индивидуальный стиль вашего интерьера. Благодаря накопленному опыту, профессионалы не только создадут любое изделие, но осуществят его монтаж и доставку. Вы будете приятно удивлены быстрыми сроками изготовления, демократичными ценами и широким спектром услуг.

Самые популярные техники росписи по стеклу витражными красками

Уважаемые друзья, подписчики и посетители блога! 

В своей творческой деятельности я использую практически все известные техники росписи по стеклу витражными красками. Не удивляйтесь, это не сложно, потому что этих техник не так уж и много: контурная, бесконтурная и многослойная.

Иногда используется также точечная роспись по стеклу — это, пожалуй, единственная из основных техник, которая может совмещаться как с витражной росписью, так и отдельно как техника point-to-point на других поверхностях

Техника росписи по стеклу

На фото вверху я работаю над стеклянной картиной
Самые удивительные моменты в жизни художника — моменты сотворения произведений… на стекле, холсте или дереве
Давайте сегодня поближе познакомимся с этими техниками
и разберемся, в чем специфика каждой из них и какие возможности они открывают для художников. Вы увидите, что за счёт эффектов, получающихся при использовании каждой техники, одними и теми же красками можно создавать совершенно разные витражные картины.

Начнём с самой распространенной…

Контурная техника росписи

Суть её заключается в том, что сначала делается роспись контуром по стеклу, создаётся эскиз произведения, а затем пространства между контурами заливаются красками, в результате чего и рождается картина.

Рисунок обводят рельефным контуром, желательно той же фирмы, что и витражные краски. Если поверхность достаточно большая, используют витражную свинцовую ленту, которая играет ту же роль, что и контур — не позволяет витражной краски смешиваться и строго держаться определенного места.

Примеры мастеров в витражной росписи с применением контура

Здесь дело вашего вкуса… Если хотите разделения в рисунке сделать пошире и похожими как в настоящем витраже — то выбирайте витражную свинцовую ленту. Если же хотите, чтобы ваша работа была воздушная и легкая, выбирайте контур в тюбике.

Высота контура зависит от того, насколько много вы планируете заливать краски на стекло. Но чем плотнее краска, тем она менее прозрачная.

Совет: витражные краски удивительный материал, с его помощью можно создавать красочные работы, причем не только на стекле. Попрактикуйтесь на маленьких стеклышках с разной плотностью краски на стекле с использованием контура различной высоты…. Авось, откроете что-то новое для себя!

В принципе, вся жизнь строится на экспериментах. Экспериментируйте и живите полной жизнью.  И как правильно подметил Аристотель: «Жить — значит делать вещи, а не приобретать их!» 

« Набить» руку в витражной росписи можно на маленьких стаканах, тарелочках и вазочках

Достоинства этой техники: возможность увидеть набросок картины до заливки цветами, определенная схематичность, позволяющая разбить процесс на отдельные этапы, характерный «витражный» вид конечного произведения.

Посмотрите видео- рассказ «Как можно украсить интерьер витражной росписью» на примере большого расписного витража, сделанный мною на заказ и берите себе на заметку.

Бесконтурная техника

Особенность витражных красок заключается в том, что они сильно растекаются по стеклу.  Если их использовать без контуров, нужно это растекание контролировать и, фактически, именно за счёт него создавать картину.

При нанесении краски не только растекаются, но и перемешиваются друг с другом, создавая новые оттенки, разводы и нечеткие границы. Получается немного похоже на типичную акварель, только лаковую.

Вот пример витражной абстракции, это заготовка для продолжения росписи

Эта техника сложнее предыдущей, ее нужно долго осваивать. Она сильно разнится в зависимости от марки красок и степени из разбавления, а само нанесение их сложно и требует большого количества времени.

Кстати, если вы еще не определились, какими витражными красками хотели бы расписывать изделия, то в этом может вам помочь  обзорная статья о витражных красках. 

В общем, это техника для любознательных людей. Лучше всего для создания красивых картин в бесконтурной технике пользоваться лаковыми витражными красками, они открывают больше возможностей в мире витражной росписи.

Кстати, эти две техники можно совмещать. Например, внутри большого элемента в контуре можно сделать узор в бесконтурной манере. Ну и конечно, особенно красиво получаются цветы, когда растекание витражных красок дарит удивительные узоры внутри цветка!

В мастер- классе по росписи стеклянного столика я показываю все нюансы такой работы. На фото внизу хорошо видно, как создаются красивые растекания таким способом.

Фрагмент из урока по росписи столика

Видео урок по витражной росписи стеклянного столика вы можете приобрести на специальной странице со значительной скидкой. Также в этом уроке я дополнительно показываю технику золочения поталью, так как золочение дополняет данную работу.

Как известно, hand made особый вид творчества и он популярен во всем мире, ведь многие люди любят декорировать интерьер своими руками.

Многослойная техника

Суть этой техники рисования понятна из её названия: краски при ней наносятся несколькими слоями. Причем в зависимости от того, какого эффекта хочет добиться художник, нижний слой (или несколько слоёв) могут быть как полностью сухими, так и разной степени сырости, чтобы произошло перемешивание их со слоем, накладываемым выше.

Эта техника позволяет создавать максимально реалистичные изображения витражными красками, с её помощью можно даже передавать тени и игру света. Эта техника требует к себе большого внимания и терпения.

В данной технике лучше всего подходят витражные краски на водной основе. Хотя, если достаточно попрактиковаться, то и лаковыми витражными красками можно добиться хороших результатов.

Небольшой обзор по маркам и производителям витражных красок на органической основе (лаковых) поможет вам сделать правильный выбор при покупке.

Вот, посмотрите на примере работ одного мастера витражной росписи, где хорошо видно переходы света и  тени на лице мальчика и на телах ангелочков.

Примеры витражной многослойной техники

Здесь важна последовательность в работе и аккуратность… Если появляются ошибки, то исправить их  будет трудно. И опять повторю — пробуйте, экспериментируйте! Ведь ничего невозможного нет — освоить такую тонкую технику сможет каждый… главное здесь, желание!

Точечная роспись по стеклу

Опять же, название этой техники тоже говорит само за себя. Изображение формируется набором точек, сделанных контурами, причем цвет и насыщенность его можно варьировать не только цветом, но и плотностью точек, а оттенки меняются в том числе при постановке точек разных цветов друг рядом с другом.

Трудоемкость написания картин в этих техниках примерно равная. Такая методичная техника используется не только на стекле и керамике. С помощью этой техники, украшают все и на любых поверхностях… от обложек до одежды.

Точечная роспись по стеклу и керамике очень популярна в мире и пользуется большим спросом

Вам нравятся картины, написанные витражными красками? Если вы хотите попробовать написать что-то удивительное и необычное, но не знаете, как к этой технике подступиться — не переживайте. Все мы когда-то начинали.

Картина на стекле «Девочка, играющая с кошкой на подоконнике»

В своё время я записала  мастер-класс по витражной росписи по стеклу для начинающих, в котором подробно, понятно и по шагам показала и рассказала, как нужно создавать витражную картину, даже если вы делаете это в первый раз.

Причем мастер-класс основан на работе с профессиональными сольвентными красками, и после него вы точно будете знать как нужно писать настоящие произведения. В уроке я использовала основную контурную технику, но есть в картине моменты, в которых присутствует бесконтурная и точечная техники.

И как сказал древнегреческий философ Пифагор : «Дайте каждому дню Шанс стать самым прекрасным в Вашей жизни!»

Так что если вам интересно переходите и смотрите — мастер-класс записан специально для вас!

Также, если вы уже расписываете стеклянные изделия, то можете попробовать свои силы в новой технике — витражные краски на на холсте. Анонс урока вы найдете здесь. Это новое направление в смешанной технике, которое завоевывает любовь у многих людей.

Видео на заметку: пример расписного витража для дома

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы


Картины витражей

Пленочная технология витражей для картин

Техника пленочного витража – высококачественная имитация классических витражей. Основой для пленочного витража служат стекло (или акрил) и витражные пленки, представленные в большой цветовой гамме, имитирующие в совокупности витражное стекло.

Также используются металлические тонкие ленты на клеевой основе (имитируют соединительные швы классических витражей) шириной от 3 мм до 18 мм и стеклянные фацетированные элементы, называемые бевели. Они служат для оформления готового витража и придания ему большей декоративности.

Картина, выполненная с применением технологии пленочного витража, может быть практически любого размера и формы. Ограничений по художественной составляющей рисунка также нет. Выгодно отличается ценой и сроками изготовления, однако не так долговечна как классические технологии витражей.

 

Больше информации о пленочных картинах.

Технология витражей Тиффани для картин

Очень популярны картины-витражи, исполненные в технике Тиффани.

В этой технологии используются кусочки цветного стекла, которые оборачивают медной фольгой по периметру деталей, а потом соединяют их между собой техникой пайки. Технология Тиффани позволяет производить соединение стекол не только в одной плоскости, но и придавать им объемную форму. Картины, изготовленные в такой технологии желательно оборудовать подсветкой. Оптимальным вариантом рамы для витражных панно Тиффани будет кованая. Только изящество художественной ковки способно в полной мере раскрыть элегантность наборного витража.

Подробнее о витражных картинах Тиффани.

 

 

Технология витража фьюзинг для картин

 

Очень интересной технологией изготовления витражных картин является фьюзинг. Кусочки цветного стекла, вырезанные по шаблону, «запекаются» в печи. Воздействие высокой температуры придает красивую округлую форму стеклу. При правильном расчете и соблюдении технологического процесса получаются впечатляющие воображение целостные картины. Технология позволяет в зависимости от ожидаемого результата получать объемные детали или едва выпуклый рельеф желаемой фактуры и толщины.

Полезная статья о картинах фьюзинг.

 

 

Технология расписных витражей на картине

 

Любые художественные фантазии, необычные портреты и рисунки могут быть воплощены в картине, выполненной с помощью технологии художественной росписи по стеклу. Такая технология не ограничена необходимостью соединения стекол. С ее помощью могут быть созданы любые рисунки, от живописи до имитации классического витража.

Больше информации о расписных картинах по стеклу.

 

 

 

 

Технология заливных витражей для картин

 

Заливной витраж – это технология, при которой лаками и контурами имитируется традиционный витраж Тиффани. За основу, на которую будет наноситься рисунок, берется пластик или стекло. Затем наносится контур будущего рисунка и после засыхания в очерченные им области заливают краску. Картина, выполненная с применением такой технологии, придется по нраву любителям ярких красок и разумной экономии.

Подробнее о заливных витражах-картинах.

 

 

 

 

Технология пескоструйных витражей для картин

Пескоструй является одной из самых популярных и модных современных техник изготовления художественных картин. Художественное матирование дает возможность наносить  любой рисунок или узор на стекло, вне зависимости от его детализации или размеров. Картина, выполненная пескоструем, может быть объемной или плоской, но в любом случае она будет изумительно смотреться с торцевой подсветкой. Из несомненных достоинств пескоструйной технологии – ее низкая цена.

Больше полезной информации о пескоструйных картинах.

 

 

 

 

 

 

Витражи в технике мозаика

В технике мозаика могут исполняться великолепные витражные картины в любом стиле и любых цветовых решениях. Такая картина вполне подойдет в качестве подарка. Орнамент или любые изображения в мозаике составляются из кусочков разноцветной керамики, натуральных камней, дерева, стекла и других материалов. Эти картины очень эффектны тем, что при близком рассмотрении они кажутся нагромождением цветных элементов мало связанных друг с другом с точки зрения композиции. Но стоит отойти на два шага, и картина-витраж приобретает ясность и понятность для восприятия.

Статья о мозаичных картинах с дополнительной информацией.

 

 

 

 

Технология фотопечати на панно

Относительно новым видом искусства являются панно, выполненные в технике фотопечати. Данная технология позволяет наносить любой рисунок на практически любую ровную поверхность. Представьте себе, что вы можете украсить стену стеклянным панно с фотографиями своих близких. Или, к примеру, пейзажем ночного города. Такая технология неприхотлива в уходе, быстра в исполнении и доступна по цене.

Подробнее о картинах с фотопечатью на стекле.

О каждой из перечисленных техник, стилях исполнения, креплении и интерьерном применении картин-витражей вы можете узнать из нашего меню, пользуясь соответствующими ссылками:

По техникам »

Стразы в витражных картинах

В любую технологию исполнения витражей вполне вписывается такой дополняющий элемент, как стразы. Картины, украшенные имитацией настоящих драгоценных кристаллов, понравятся любителям экзотики и шика. Замечено, что внесение кристаллов в любую композицию из цветного стекла визуально делает изделие на порядок дороже. На самом же деле цена ее меняется незначительно.

Виды картин с витражом и их применение

Картины-витражи активно используются дизайнерами в жилых, административных помещениях, чтобы подчеркнуть заданный стиль интерьера и обогатить его с точки зрения интересных декоративных решений.

Картины-витражи появились в жизни людей еще много веков назад. Сейчас они вновь стали возвращать свою популярность. Стекло умениями и стараниями мастеров может превратиться в художественную картину, предназначенную для украшения  интерьера статусной квартиры, элитных клубов или престижных офисов. При этом многообразие витражных технологий раскрывает широкий простор для фантазии.

Витражи-картины от нашей студии

Специалисты нашей студии, обладая обширными знаниями, которые подкреплены опытом, могут удовлетворить любые ваши запросы и изготовить для вас витражные картины по доступным ценам. Если вас интересуют технические аспекты монтажа, выбора подсветки, рамы, стекла, профиля для витража, предлагаем пользоваться разделом информация о панно из стекла. В свою очередь мы обязуемся изготовить картины-витражи в безупречном качестве исполнения вне зависимости от сложности поставленной задачи. Собственный производственный комплекс является гарантией низкой цены на сами полотна и рамы для них, а сосредоточение всех рабочих мощностей в одном месте определяет малый срок выполнения заказа.

Витраж. Картины,панно.Ручная роспись по стеклу.

Тарелка на подставке для интерьера » Он и Она»

Он и Она

Тарелка на подставке для интерьера » Сказочный цветок»

 

Фонарь для интерьера

 

панно 30Х40 по мотивам Г.Климта » Поцелуй» Свинцовая лента для витражей,витражная краска

Первое свидание.Витражные краси

Каирская принцесса. панно 30х40

Голуби

Персики и пионы.Свинцовая лента и витражные краски.(панно 30Х40)

Подсолнухи ( панно 40Х50) Свинцовая лента для витражей,витражные краски

   

витражные краски на лаковой основе

 

часы «Пионы»

Набор подсвечников » Калейдоскоп»

 

Праздничные

водочный набор » Прохлада»

  

водочные стопки» Царские»

маленькие подсвечники

     

набор подсвечников

вид сверху( рисунок разработала сама)

Тарелка на подставке( мой любимый Брюссельский Гриффон )

посвечники

фоторамка » Лилии»

виноградная лоза

 

Часы» Цветной квадрат»

 

Баня, баня что за чудо!
Дух березовый не спит!
На печи с раздутым пузом
Котелок с водой стоит.
На веревке за трубой,
Веники висят гурьбой.
Есть поменьше, есть побольше,
Выбирай себе любой.
Веник-парень удалой!
Разворотливый, лихой,
Разминает, разбивает
В теле всяческий застой!
Медный ковш повис на чане.
Зачерпни, поддай парку.
Пар барашками клубится
Поднимаясь к потолку.
Раскраснелось тело в бане,
Кровь по телу понеслась-
Это значит, что леченья
Терапия началась!
Если ты устал слегка,
Выйди и глотни кваска.
После жаркого томленья
Кружка кваса-так сладка!
Всех друзей хороших баня
Собирает в тесный круг.
Баня парит, баня лечит,
Баня доктор, баня-друг!

Девушка с маками

Африканка-2

Влюбленная пара. Панно21х30. Роспись на стекле витражными красками

Двое на закате

Мадонна с младенцем

В память о моем Лабрадоре

Такса!)))

Маленький Той терьер

Шпиц

Сиба — ину ( Шиба )

Жесткошерстная такса

 

Американская акита

  

Чау чау

Чихуахуа

Ши тцу

   

Спрятался!

   

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о